Одежда ковбоя была максимально удобна и практична. Следует различать рабочую и выходную одежду. Образ ковбоя часто ассоциируется с немытым, нечесанным бродягой-деревенщиной. Естественно, что рабочая повседневная одежда трудяги-крестьянина не блистала чистотой, Но и красивое не было чуждо этим людям. В пути он скорее всего обходился единственной рубашкой и одной парой брюк, а в конце перегона выбрасывал эти изношенные вещи и покупал новые. И только тогда он начинал походить на одетого с иголочки киноковбоя-щеголя.
Шпоры предназначались для того, чтобы подгонять лошадь ударами в бока, и выглядели как орудия пыток. На самом деле ими пользовались очень осторожно. Ссадины от шпор на лошади выдавали неумелого наездника.
Шляпа ковбоя изготавливалась из фетра и была чрезвычайно практичной. Она оберегала голову от солнца и дождя, а также заменяла ведро и веер.
Шейный платок имел сто одно применение. Он защищал шею от солнца, служил маской для лица, повязкой, фильтром и носовым платком.
Брюки и штаны.
В любую погоду, кроме самой жаркой, ковбои носили нижнее белье, называемое "Long johns" ("лонджонс"), состоявшее из одного предмета. На него надевали рубашку без воротничка и (по первым временам) мешковатые шерстяные брюки. Они были теплыми, но не очень прочными. Позже их сменили холщовые или грубые хлопчатобумажные джинсы. Садясь в седло, для тепла и защиты ковбои надевали сверху кожаные штаны ("чапсы"). В самую холодную погоду хороши были меховые чапсы, сшитые из шкур животных.
Сапоги. Для работы ковбою требовалась хорошая, долговечная и неприхотливая обувь. Этому придавалось большое значение. Как правило, сапоги шились на заказ. Цену сапог определяло качество кожи, количество швов, придающих прочность и оформление. За хорошие сапоги ковбой вынужден был отдавать почти половину своего месячного жалованья, что, соответственно повышало спрос на качественную и прочную обувь.
1860-е годы - Впервые появились ковбойские сапоги!
Во многом эти сапоги были похожи на своих предшественников - сапоги испанских конквистадоров, но с укороченным голенищем. Голенища "новых" сапог достигали колена и выглядели как обычные сапоги, однако с острым носом, что было важным при езде верхом - это облегчало попадание в стремя. Кожа прострачивалась прямыми швами, придавая прочность голенищам, препятствуя их сминанию. На сапогах не было ни шнуровки, ни застежек, поэтому сапоги выполнялись с довольно высоким подъемом для плотного облегания ноги. Некоторые сапоги изготавливались так, что после покупки их следовало несколько дней разнашивать - надевать мокрыми. После высыхания сапоги принимали форму ноги своего хозяина.
Каблук на таких сапогах выполнялся с легким сужением к низу. Это не мешало ходьбе, делало обувь более привлекательной по внешнему виду и, конечно, не лишено было практического смысла - ковбой легко притапливал каблук в землю при работе с арканом в загоне, чтобы обеспечить себе больший упор и устойчивость. Однако сильно зауженные и высокие каблуки были лишь данью моде и являлись предметом пижонства, иногда довольно опасного (учитывая состояние дорог в то время). Для верховой езды форма и высота каблука не имели значения, но работать в сапогах с декоративными каблуками было невозможно.
Первые сапоги были максимально практичны и лишены излишних украшений. Это была простая и надежная рабочая обувь. Однако уже в начале 20 века мода внесла свои коррективы и в эту область. Швы на голенищах стали выполняться в виде всевозможных декоративных композиций. Верх голенища также претерпел изменения - теперь он имел закругленную, хорошо знакомую нам форму, да и высота сократилась до середины голени. Появились вставки из кожи других цветов. Из простой рабочей обуви сапоги стали постепенно превращаться в элемент стильной одежды, все больше теряя свое практическое значение.
В настоящее время купить ковбойские сапоги не составляет труда. Эта обувь представлена в большом многообразии исполнения как внешнего, так и в плане материалов. 20 век явил миру пластик. И этот материал, которому легко придать любую форму, не замедлил вторгнуться в мир обуви. В частности в мир ковбойских сапог, где раньше главенствовала только кожа. Новый материал позволил удешевить производство, однако, как это водится, за счет качества. Следуя капризам моды, производители обуви стали выбрасывать на рынок огромное количество сапог в стиле "Вестерн". Особенно в этом деле преуспевают Италия и Мексика.
Современные сапоги очень недолговечны в носке, но перед ними никто и не ставил задачи быть прочными - это всего лишь эффектная деталь модной одежды.
Для тех, кто все же хочет иметь обувь практичную и крепкую, следует "по-старинке" шить обувь на заказ из все той же старой, как мир, кожи. Есть и еще один способ - покупать кожаную обувь известных производителей. Такие сапоги далеко не дешевы. Широкую известность среди современных профессиональных ковбоев приобрели творения мастера Тони Ламы (Техас) - в прошлом чемпиона родео. Изготовленная его индустрией обувь отличается высоким качеством и надежностью. Выполненные целиком из буйволиной кожи, эти сапоги сохраняют мягкость домашних тапочек и крепость рабочей обуви. Подошва подбита медными гвоздями, которые не ржавеют и долго сохраняют форму обуви.
Вообще выбор обуви в данном случае зависит от цели. Если Вы городской ковбой, то Ваша одежда и обувь - это лишь стиль. В этом случае Вам как раз подойдут яркий дизайн современных сапог. Они не будут служить долго, но этого и не требуется. В городе Вы должны быть стильным, а это предполагает частую смену одежды. Если у Вас иная задача, нежели следование моде - то тут не обойтись без качественной обуви. Понимание качества приходит с опытом.
Удачи в выборе сапог!
Шляпа
Сын филадельфийского шляпника создал свою первую модель - шляпу для фермеров - в 1865 году. Его звали Джон Б. Стетсон (John B. Stetson), который теперь известен как изобретатель ковбойской шляпы.
Как гласит история, Джон Стетсон вместе со своими компаньонами прибыли на Запад в поисках преимуществ сухого климата. В ходе охотничьих путешествий Стетсон развлекал своих друзей, показывая им одежду из меха, которую он делал без иголки с ниткой. Для этого Стетсон использовал шкуры, добытые на охоте. Смешивая меха и обрабатывая их вручную, вымачивая в кипящей воде, расплющивая, а затем снова вымачивая, он создал необычайно мягкий и гибкий войлок. Используя технику, известную еще с начала современной цивилизации, Стетсон получил замечательный материал - фетр.
Стетсон изготовил невероятно широкополую шляпу из этого материала. Сначала он надевал эту шляпу в шутку, в качестве сувенира о его охотничьих похождениях, но затем он стал использовать ее в повседневной жизни, защищая голову от непогоды. Ему и остальным ковбоям настолько пришлась по вкусу эта оригинальная идея, что очень скоро Стетсон наладил мануфактурный выпуск шляп согласно собственным идеям и их продажу. Именно во время своих охотничьих похождений Д. Б. Стетсон (J.B. Stetson) нашел свое призвание шляпных дел мастера, которого вскоре знал весь Дикий Запад. Именно его изобретение - ковбойская шляпа - стала для ковбоя не только головным убором, но и отличительной чертой героя Дикого Запада! Уже к 1906 году компания Стетсона производила примерно 2 миллиона шляп в год.
В качестве примера на фотографии изображена одна из самых популярных моделей того времени от Стетсона "Хозяин равнин" ("The Boss of the Plains").
Однако не стоит думать, что только Стетсон приуспел на поприще шляпного дела. Существовали и другие предприятия, которые изготавливали шляпы для повседневного использования. Так, например, в 1880-е годы ковбои, жившие в юго-западных районах Америки предпочитали головные уборы фирмы "Плензмен". Это были шляпы с низкой тульей и гибкими полями.
Сегодня, когда многие производители вовлечены в потоковое производство дорогих шерстяных и заводской формовки шляп, частные мастера вручную творят настоящие ЧУДЕСА, и новые шляпы практически неотличимы от тех, настоящих. Они так же защищают своих владельцев от палящего солнца, дождя и ветров.
Несмотря на то, что одни шляпы продолжают напоминать формой своих вековых предшественниц, а другие имеют уже свой оригинальный дизайн, все они являются признаком принадлежности к группе заинтересованных людей, для которых шляпы - это способ прикоснуться к истории. Каждая шляпа становится выражением индивидуальности каждого "пионера", готового пожертвовать жизнью за момент эйфории от покорения очередной новой цели.
Ковбойская шляпа была обычным и необходимым ежедневным элементом одежды пастухов. Махая широкополой шляпой, можно было быстро разжечь костер. Она могла быть использована в качестве хлыста для лошади, сигнала для всадника, находящегося на солидном расстоянии. И, конечно же, в условиях переменчивой погоды шляпа была наилучшим зонтом как от солнца, так и от дождя. Иногда шляпа выступала и в непривычной ипостаси - служила ведром, из которого пила лошадь, что даже было зафиксировано на одном из первых рекламных плакатов фирмы Стетсон.
В дополнение следует отметить существование, в некотором роде, традиций, касающихся стиля, формы и размера ковбойских шляп. Несмотря на то, что все они являлись частью универсальной картины Дикого Запада, некоторые нюансы, касающиеся формы, размера и стиля, могли много рассказать о владельце, его окружении и географическом происхождении или проживании. По этим признакам можно было определить, из северных ли он районов Невады, холмистых просторов Техаса, ветреных пастбищ Роки или пустынь Нью Мексико.
12
34
КАК ОДЕВАЛИСЬ КОВБОИ
Шляпа, джинсы, плащ и кобура с "Кольтами" - такой имидж ковбоя создан вестернами, хотя он очень далёк от реальности. Работающие ковбои редко носили пиджаки. Пиджак сковывает движения рук и плеч при кидании лассо и прочей работе, поэтому ковбои любили жилеты, обычно расстегнутые. В карманах жилета лежал кисет с табаком и прочие мелочи. Позднее, когда появились рубашки с нагрудными карманами, кисет переместился туда, причем завязки болтались снаружи, чтобы удобнее было доставать.
Раньше рубашки были без карманов и воротничков. Когда человек одевался <на выход>, он пристегивал накрахмаленный или целлулоидный воротничок. Хотя последние было удобно чистить, их нужно было держать подальше от огня, особенно от сигар, сигарет или даже горячего пепла. Целлулоидные воротнички имели обыкновение исчезать во вспышке пламени, от которого часто загоралось все, что было поблизости.
Банданну, или шейный платок, свободно повязывали вокруг шеи широким концом вперед и носили не ради украшения. Это была, наверное, самая полезная часть одежды ковбоя. Примеров ее использования можно найти больше сотни. Обычно шейным платком закрывали лицо, чтобы уберечься от пыли, особенно когда ковбой ехал позади перегоняемого стада или табуна. Еще им перевязывали раны, подвешивали сломанную руку, процеживали через него воду для питья, защищали шею от солнца и т.п.
Шейные платки почти всегда были красного цвета. И не потому, что именно такие считались модными, просто других не было. Позже начали производить синие платки в белый горошек, в основном их продавали железнодорожным рабочим, для которых синий цвет стал негласной униформой. Иногда, конечно, встречались ковбои, носившие шелковые шейные платки, которые могли быть любого цвета.
Воротнички рубашек крепились пуговицами. Эти пуговицы были самой упрямой, коварной и просто подлой штукой, с которой приходилось иметь дело людям, и, вероятно, служили причиной самых страшных ругательств, чем что-нибудь иное, изобретенное человечеством, за исключением <Форда-Т>. В процессе борьбы с пуговицей она неизменно выскальзывала из пальцев и закатывалась в самое недосягаемое место комнаты. Нельзя было просто нагнуться и поднять ее. Обязательно приходилось вставать на колени, лезть под шкаф или какую-то другую мебель и шарить по полу рукой. Компетентные источники сообщали, что в таких случаях непечатными выражениями пользовались даже проповедники.
Вначале ковбои, как и все работяги, носили любую старую одежду. Часто на них можно было увидеть часть военной формы времен Гражданской войны, особенно шинели - как серые, так и голубые (цвета армий северян и южан). Это была теплая, очень удобная одежда, ее носили на границе освоенных территорий, по крайней мере лет сорок после окончания войны. Во многих случаях шинель заменял тулуп из буйволиной шкуры. Когда я был малышом, один из таких тулупов все еще валялся где-то в доме, и ничего теплее его не было - и, должен добавить, тяжелее.
Когда выпас скота стал профессией, получил развитие и костюм ковбоя, и если приезжие с востока считали его нарядным, то он таким не задумывался. Одежда ковбоя была предназначена строго для работы. Многие лошади, на которых они ездили, были лишь наполовину объезженными, а потому нужен был сапог с острым носом, который легко проскальзывал в стремя, и высокий каблук, чтобы он хорошо там держался.
Кожаные чехлы на брюки были изобретены, чтобы колючий кустарник и острые ветки не рвали одежду, когда ковбой гнался за бычком в зарослях. Всадники в других частях Запада носили их, чтобы защитить как одежду, так и сами ноги. Шерстяные чехлы, которые в наши дни увидишь редко, носили в Вайоминге и Монтане (Штаты на севере США).
Часто их делали из коровьих шкур, на которых оставляли мех, либо из овчины, либо из козьих шкур. Когда Кинг Фишер со своими парнями напал на бродячий цирк около Увальде, штат Техас, он убил тигра, чтобы сделать себе из его шкуры пару чехлов. Но Кинг Фишер любил нарядно одеваться, и никто из киношных ковбоев в этом ему в подметки не годится.
Между прочим, многие ковбои любили приодеться, но не всем это было по карману. Они работали в самой удобной для этого одежде, какую могли найти. Еще одна часть одежды ковбоя, которую редко можно встретить сейчас, - это кожаные краги. Их можно увидеть также в вестернах немого кино, когда еще были живы старые ковбои-работяги.
Самыми важными для ковбоя были его шляпа, сапоги и седло. Первые приличные шляпы для них начал делать Стетсон, и скоро его имя стало синонимом для слова “широкополая шляпа”, точно так же, как каждый револьвер иногда называют кольтом, вне зависимости от фабричной марки, или как каждую винтовку называют винчестером.
Одежда ковбоя
Джон Б. Стетсон известен как изобретатель ковбойской шляпы. Стетсон показывал своим друзьям одежду из меха, которую он делал без иголок и ниток. Шкуры, добытые на охоте, он вымачивал в кипящей воде, расплющивал, снова вымачивал, и получая необычайно мягкий и гибкий фетр. Из этого материала Стетсон изготавливал невероятно широкополую шляпу, которую надевал в шутку как охотничий сувенир. Ковбоям настолько пришлась по вкусу эта оригинальная идея, что уже к 1906 году компания Стетсона производила примерно 2 миллиона таких шляп в год. Именно его изобретение - ковбойская шляпа стала для ковбоя не только головным убором, но отличительной чертой героя Дикого Запада! Ковбойская шляпа была обычным и необходимым ежедневным элементом одежды пастухов. Мах широких полей мог быстро разжечь огонь. Она могла быть использована в качестве хлыста для лошади; сигнала для всадника, находящегося на солидном расстоянии; и, конечно, обеспечивала почет и уважение человеку под ее полями. И, конечно же, в условиях переменчивой погоды шляпа была наилучшим зонтом, как от солнца, так и от дождя. Иногда шляпа выступала и в несвойственном ей качестве - ведра для поения лошади, что даже исторически было зафиксировано на одном из первых рекламных плакатов фирмы Стетсон. По стилю, форме и размеру ковбойских шляп можно было многое узнать о её владельце, его окружении и географическом происхождении или проживании, можно было определить из северных ли районов Невады, с холмистых ли просторов Техаса, с ветренных пастбищ Роки или из пустынь Нью-Мексико прибыл её владелец.
Да и вся одежда ковбоя была максимально удобна и практична. Она подразделялась на рабочую (сапоги, нижнее белье, брюки, бандану, чапсы, плащ) и выходную (сюртук). Несмотря на всю дикость нравов Дикого Запада, несомненным признаком цивилизации служила Церковь и ещё одна вещь - нижнее белье, иначе лонг-джонс, которое было необходимо для ковбоя, так как от него в некоторой степени зависил "комфорт" работы. В то время, как женщины по вопросам одежды ориентировались на Париж, мужское белье не могло похвастаться разнообразием. Лонг-джонс был единственным видом этой части мужской одежды. Он представлял собой комбинезон, выполненный из чистой шерсти. Это была довольно теплая штука и хорошо помогала ковбою во время ночевок на земле в ходе больших перегонов или простого выпаса скота, когда ковбой находился далеко от дома и единственным способом согреться был костер. Лонг-джонс в этих случаях был просто незаменим. В жаркую погоду ковбой часто просто не надевал рубашку, отводя верхней части лонг-джонса играть эту роль. Стирался лонг-джонс редко. Его можно считать одноразовым бельем (точнее, одноперегонным). Ковбой выкидывал его вместе с другой, износившейся за время перегона, одеждой. Классический лонг-джонс был красного цвета. Вероятно, был какой-то дифицит с красителями для шерсти, так как практически все описания этого белья указывают на его ярко красный цвет.
Банданну, или шейный платок, свободно повязывали вокруг шеи широким концом вперед и носили не ради украшения. Это была, наверное, самая полезная часть одежды ковбоя. Шейные платки почти всегда были красного цвета. Платок прекрасно защищал лицо от пыли во время перегонов; прикрывал грудь под распахнутым воротом рубашки ковбоя во время верховых путешествий от продувания встречным ветром; им перетягивали - раны, останавливая кровь; препятствуя распространению яда от укусов змей; подвешивали сломанную руку, процеживали через него воду для питья; его наматывали на руку, чтобы вынуть горячий котелок из огня... А сколько историй об ограблении банков и поездов связанно с этим простым куском ткани.
Как и многое, что составляло быт и внешний вид ковбоя со времен Дикого Запада по наши дни, чапсы "пришли" из Мексики, где пастухи носили, так называемые чапарехас для защиты своих ног от колючек острых шипов кактусов и гнуса. Практичность этого вида рабочей одежды привлекла внимание и американских ковбоев - помимо уже выше перечисленных положительных черт, было также замечено, что благодаря чапсам увеличивался срок службы собственных штанов, которые теперь уже не вытерались на внутренних сторонах ног от верховой езды и, практически, не пачкались от дорожной пыли. Кроме того, кожанная поверхность (а чапсы делали из кожи или шкуры) обеспечивала более плотное соприкосновение с седлом, что облегчало работу, выполняемую ковбоем - он уже меньше обращал внимания на сохранения равновесия в седле, так как кожа не скользила по поверхности седла и плотно удерживала его.
А седло для ковбоя - это почти дом, так как настоящий ковбой проводил в нем даже больше времени, чем в настоящем. Это рабочее место, которое должно было соответствовать самым высоким требованиям.