© 27.03.2010 04:05
С 1948 года театры мира официально объединяет под эгидой ЮНЕСКО Международный институт театра (МИТ). А в 1961 году IX конгрессом МИТ был установлен Международный день театра, который отмечается во всем мире 27 марта. Деятельность МИТ, согласно ее уставу, должна быть направлена на "укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех деятелей мира". По информации СМИ, связь между театрами посредством МИТ весьма слабая и сводится в основном к обмену информацией о новых постановках.
Международный день театра отмечается ежегодно, начиная с 1962 года. Праздник установлен в 1961 году в Вене на IX Конгрессе Международного института театра (International Theatre Institute).
Международный институт театра - это международная театральная организация, учрежденная ЮНЕСКО в 1948 году в Праге. Способствует установлению контакта между театрами разных стран и обмену информацией. Объединяет национальные центры в 100 странах мира.
Каждый год Международный институт театра предлагает известному театральному деятелю обратиться к мировой общественности с неким посланием, международным обращением. Первое такое послание было написано в 1962 году Жаном Кокто (Jean Cocteau), французским писателем, сценаристом, режиссером театра и кино.
В 2008 году такая миссия была возложена на известного канадского театрального режиссера Робера Лепажа (Robert Lepage), рассказавшего о том, что не стоит опасаться наступления технологии на театральные подмостки. "Технология лежит в основе театра, ее не следует опасаться, на нее следует опираться. Сохранение и выживание театрального искусства зависит от его способности видоизменяться, используя новые инструменты и новый язык", - говорилось в послании.
В Украине традиционно по случаю Международного дня театра проводятся театральные фестивали, награждаются художественные коллективы, театры показывают свои лучшие спектакли.
Слово "театр" произошло от греческого "theatron" - место для зрелищ, зрелище. Театр - это род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой.
Как бы там ни было, театр живет, рождает новые феномены, привлекает новые выразительные средства, находит свежие решения.
"Скажу сразу: надеяться на то, что театр сгинет из жизни человеческой, что окажется не востребованным социумом, - не стоит. Театр – это такая махина, которая в отличие от "шустрых" жанров (таких, как кино-фото и литературная документалистика, литературная поденщина, и даже сама литература, не говоря уже о масс-медийном поле) разворачивается со скрипом, осмысливает трудно, в этических и эстетических дебрях плутает долго, но, переварив эпоху, выдает на-гора долгосрочный и качественный продукт", - подчеркивала театральный критик Екатерина Зуева.
На сегодняшний день бытует мнение, что в современном театре сейчас происходят более интересные процессы, чем в кино. Безусловно, не поспоришь с тем, что кино активно развивается, однако большей мерой, по-моему, количественно. Впрочем, как известно, количество когда-то переходит в качество. Что будет с театром? Судя по всему, зависит это от многих факторов. От людей, живущих театром, прежде всего.
Во все времена театр оказывался нужен социуму. Люди выбирали разные виды театрального искусства, по своим предпочтениям. К ним (видам) относится длинная линейка театрализованных представлений: драма, как таковая, театры для детей и подростков, опера, оперетта, театрализованные музыкальные шоу, балетные постановки, пантомимический театр, театр кукол во всех своих ипостасях, театр песни, уличный хэппининг и еще множество пограничных жанров.
"По большому счету театр – это то место, куда приходит зритель, чтобы посмотреть на игру актера. Сложнее с вопросом "зачем"? Зачем человеку необходим этот ритуал – идти и смотреть? Причем, смотреть не зафиксированное на кинопленке действие, а именно – на живую игру живых людей, которая осуществляется здесь и сейчас?" - задавалась вопросом Зуева.
Вигдис Финнбогадоттир, четвертый президент Исландии (1980 - 1996 годов), говорила: "Коль скоро театр переживал кризис прежде и переживает его теперь, почему мы до сих пор не отказались от театра как средства художественного выражения? Совершенно очевидно - финансовые и другие трудности сопутствовали театру на протяжении веков. Перед театром всегда стояла задача по привлечению зрителя. Это приводило к тому, что некоторые театральные труппы пытались добиться успеха у публики, предлагая спектакли, которых, как им казалось, зритель от них ждал, а не те, что им хотелось сыграть".
"Отчего мы не отказались от этого вида искусства? Не потому ли, что мы, род человеческий, движимы инстинктом исполнения ролей и наблюдения за теми, чьи роли исполняются другими? Мы знакомимся с некоторыми вещами в нашей жизни через личный опыт или через пример. Театр как раз и есть то замечательное искусство, которое способствует подобному познанию мира. Когда мы наблюдаем за тем, как другие люди проходят через череду испытаний, мы лучше понимаем самих себя как представителей рода человеческого", - подчеркивала она.
Театр предлагает множество взглядов на мир, но эти взгляды формируются общими усилиями: мы сидим в зале и вовлекаемся в то, что можно определить как "интимное расстояние", констатировала Финнбогадоттир.
Профессор Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого Вадим Скуратовский оценивает состояние украинского театра в целом на сегодняшний день достаточно пессимистически.
"Ввиду того, что украинский театр всегда, во все времена существовал в режиме едва ли не катастрофическом, то, возможно, это как бы стационарный способ существования украинского театра", - обреченно говорит он.
Украинский театр, по убеждению Скуратовского, начинается с виселицы.
"Вначале 80-х теперь уже позапрошлого века радикальную интеллигенцию отправляли в Сибирь либо вешали. Вместе с тем остались энтузиасты какого-то национально демократического движения здесь, которым удалось инициализировать театр в XIX веке", - рассказывает он.
По мнению Скуратовского, произошло что-то вроде чуда.
"Дело в том, что режим Романовых жесточайшим образом притеснил украинский язык, но странным образом разрешил существование украинского театра, так называемого театра корифеев. Это был, по мнению администрации, сугубо скажем так театр этнографический", - рассказывает он.
"Конечно, его герои должны были говорить на том языке, на котором они говорят. Вот в 80 – 90 годах XIX века, несмотря на то, что украинская литература здесь практически не существовала в печатном виде - писатели вынуждены были печататься в более либеральной Австрии, в Галиции - театр существовал", - констатировал эксперт.
По его словам, были блестящие актеры и режиссеры. Интересная драматургия. Но вместе с тем они существовали именно двусмысленно. И эта двусмыслица после перешла в ХХ век.
"С 18 года, после недолгого цветения, украинский театр был совершенно подверстан к административно-партийным задачам. Сохранились блестящие персоны предыдущего театра, но уже не было убедительной драматургии" - считает Скуратовский.
Тогда, по его словам, рядом с Корнейчуком "существовал блестящий драматург Иван Кочерга". В то же время, отмечает эксперт, ему мешали развернуться на полную силу, не говоря уже о других драматургах, режиссуре театра, которая была приставлена единственно к театру корифеев.
"Попросту говоря, другие театральные пространства в то время (вторая половина 30-х годов – начало 70-х) не существовали", - констатировал он.
Для того же, чтобы анализировать состояние сегодняшнего театра как такового, нужно понимать то, что происходило раньше, отметил Скуратовский.
"Украина беспрерывно, непрестанно переживает так сказать свою историческую, катастрофическую действительность", - подчеркнул эксперт.
Что касается украинских театров в целом, то здесь, по его мнению, складывается какая-то странная ситуация. С одной стороны – абсолютная свобода репертуара и театрально стилистики. С другой – чувствуется, что какого-то свободного, сильного дыхания у этих театров, увы, пока нет.
"Может, это вызвано тем, что сейчас мы все еще переживаем некий промежуток истории. Хотя и старое закончилось, когда мразь из Министерства культуры абсолютно определяла репертуар и репутации старого театра! Были блестящие актеры и режиссеры. Но что с ними делали! На моих глазах лично Щербицкий запретил хорошую, по тем временам, социальную пьесу "Гнездо глухаря". Только потому, что все это обличало быт так называемой номенклатуры", - сказал Скуратовский.
Подобное тогда происходило, по его словам, и во многих театрах.
"Спустя время, хоть и с большим трудом, да появляются новые театральные стилистики", - отметил эксперт.
Скажем, блестящий спектакль Сергея Данченко "Визит старой дамы" по Фридриху Дюрренматту. Правда, по мнению Скуратовского, это - скорее исключение.
После 91-го театры свободно выбирает репертуар, стиль. Но в целом, по убеждению эксперта, у театров нет какого-то убедительного дыхания. "Нельзя беспрерывно давать взятку зрителю китчем, массовой культурой! Потому что потом уже зритель ничего другого не будет требовать", - заявляет он.
При этом есть масса очень умелых актеров, режиссеров, любопытных сценографов. Скуратовский также отмечает, что появляются хорошие спектакли.
"Мне интересен был спектакль театра на Подоле "Мое столетие". Очень интересно! Но это слишком камерно. Там же всего несколько десятков зрителей на этом самом спектакле", - сетует эксперт.
Между тем Скуратовский отмечает, что многие талантливые люди уезжают.
"Почему Жолдак за границей? Почему, скажем, режиссер кино и театра, и вместе с тем сценограф высокого класса Сергей Маслобойщиков не мог получить постановку в этом самом городе?! Ни в русском театре Леси Украинки, ни в театре Ивана Франко? Ну, почему его туда вот не пускали? Объясните мне! И за это время – полтора десятка блестящих спектаклей в Венгрии с весомым резонансом", – подчеркивает он.
Между тем остаются талантливые режиссеры и в Украине. Например, основатель и режиссер "ДАХа" Влад Троицкий. "Когда я начинаю спектакль, то не знаю, по какой системе буду работать. Есть система реалистического бытового театра, который я почерпнул у Оглоблина, есть мистериальный театр и так далее", - честно признается он в одном из своих интервью.
"Есть такая гипотеза, что театр больше семи лет не живет. Постоянные кардинальные изменения — это один из способов выживания театра. Если не происходит изменения в направлении театра, то начинается стагнация: исчерпывание коллектива и художественных идей", - отмечает Троицкий.
"ДАХ" постоянно находился в движении, от открытой площадки и периода школ до репертуарного театра, от мистериального этапа к этапу "Идиотов" и к современной драматургии.
"Мне нравится, что сегодняшний поворот к социальной драме совпадает с реальной энергией времени. Я вижу, что публика начинает откликаться. Но я не преуменьшаю значимости моноспектаклей "Семь дней с Идиотом" по пьесам Клима, или мистериального цикла. Это так называемые сакральные территории, то, что держит дух театра. Священные коровы. Но в каждый период что-то должно быть локомотивом, источником энергии, сейчас это современная драматургия", - подчеркивает Троицкий.
"Талантливые люди. Конечно, талантливые, - говорит Скуратовкий, - но, откровенно говоря, чего-то им не хватает. Какого-то окончательного жеста. Скажем, Андрей Жолдак. Вначале мне было все это интересно, но вслед за тем этот самый, если так можно выразиться, авангардиский безудерж, который был бы на месте, извините, в эпоху дадаизма… где-то в конце 10-х – вначале 20-х годов теперь уже прошлого века. Сегодня нужно найти что-нибудь другое".
По мнению Троицкого, сами понятия "культура зрелища", сценический дизайн в Украине очень слабо развиты.
"Пожалуй, серьезной сценографией занимаются только Андрей Жолдак и Дима Богомазов, а все остальное либо в формате псевдотрадиционного театра, либо бедного театра. Но бедный театр тоже обязан быть красивым, зрелище должно выглядеть стильно, и еще оно должно находиться в контексте мировой зрелищной культуры", - отмечал он.
Скуратовского поражает бездарность украинских театральных рецензентов.
"Когда читаешь глумливые и высокомерные статьи, просто разводишь руками. Культура – это все-таки продвижение на вершины духа, как говорил Тарковский. Если этого не происходит, получается "совсем другое", что пока существует у нас. Чем это закончится, откровенно не знаю", - подчеркивает он.
В тоже время известная актриса Национального академического драматического театра имени Ивана Франко, театра "Бенюк и Хостикоев", телеведущая Наталия Сумская не разделяет пессимизма Скуратовского.
По ее мнению, с театром все хорошо – он живет на полную катушку.
"Единственное, что в тенденции театра – давать средний показатель. Включаются и хорошие, и плохие спектакли, и самые хорошие. Потом все перемешивается и выдается средний показатель, что не есть правильным. Кроме того, существует дело вкуса. Что хорошо, что плохо – зритель может понять лишь со своего визита в театр", - отмечает она.
"По своим спектаклям я знаю, что есть фанаты, когда люди приходят по тридцать раз. Это самый главный показатель. Как-то к нам подошел зритель и говорит: "Поздравьте меня с юбилеем. Я прихожу в тридцатый раз на ваш спектакль "Кин IV", - рассказывает актриса.
В целом, по ее словам, идет нормальный процесс. Между тем Наталья Сумская отмечает, что было бы неплохо, чтобы появлялось больше антреприз – частных театров, которые живут сами по себе.
К слову, как раз в этом году известная антреприза "Бенюк и Хостикоев", лауреат государственной премии Шевченко, празднует юбилей. Театр "Бенюк и Хостикоев" - единственная украинская антреприза, существующая уже на протяжение пяти лет. И не просто существующая, а собирающая аншлаги по всей Украине, завоевывая искренний зрительский восторг и интерес.
"Я очень люблю своего зрителя. И в день театра от всей души поздравляю своего зрителя. Это те люди, для которых я работаю", - подчеркнула актриса.
А худрук театра имени Леси Украинки Михаил Резникович признается: "Хотелось бы, чтобы театр давал больше духовного эликсира, чтобы катарсис был чаще".
"В этот день хочу поздравить всех людей театра и пожелать им только одного: чтобы азарт и вдохновение, которое иногда просто исчезает, не покидало их в наше достаточно непростое время", - заявил он.
"А что касается оценок, каков сегодняшний театр – это сложная система. И я об этом говорить не хочу. Я могу сказать только, что главная проблема – это проблема театрального образования, которая не решается. И если она не будет решаться дальше, театр не будет двигаться вперед", - сказал Михаил Резникович.
Известный актер, худрук "Сатирикона" Константин Райкин, между тем, считает Украину очень театральной страной.
По убеждению Райкина, слова критиков об упадке театральной жизни в России и Украине – это просто слова.
"Вопрос коммерциализации театра – это вопрос простой и одновременно очень сложный", - говорит он, отмечая, что выбор между хорошим и плохим спектаклем делает публика и успех бывает разный.
То, что театры посещают только 10% населения городов, а 90% в него не ходят никогда, Райкин считает обычным делом, между тем отмечая, что зал должен быть полным.
"Кассовость – не всегда показатель низкого уровня. А зал должен быть полон, иначе это унизительно", - заявляет Райкин.
По мнению Скуратовского, украинским театральным деятелям не следует смотреть в сторону России. Там, считает он, большей частью "буржуазия платит за безудерж, не очень разумея, что это такое. Режиссер своим радикализмом обманывает "большие деньги", а "большие деньги", разинув рот, думают, что это что-то аутентичное, подлинное".
"Нам такого не надо! Это провал! Это позор русского театра. Того самого театра, где исчезает сейчас подлинный профессионализм! Самое главное там – стать на голову и получить за это деньги! Театральная и экранная Россия утонула в китче!" - считает Скуратовский.
Райкин же убежден: "Настоящий хороший театр – тот, что востребован".
Артист также отмечает, что театр не должен опережать свое время. "Его нельзя отложить на потом, как кино. Спектакль, если не играть, умирает", - заключает он.
Ольга Погорелова, Киев