Слово «театр» произошло от греческого «theatron» — место для зрелищ, зрелище. Театр - это род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой.
Театр как здание, предназначенное для представления драматических произведений, традиционно включает в себя сцену - площадку, где происходит действие, - и зрительный зал. Сцена, спроектированная под максимальное использование декораций, обычно обрамлена порталом. Противоположная крайность - выдающаяся в зал голая сцена, окружённая местами для зрителей с трёх или даже четырёх сторон. Впрочем, драматические представления могут проводиться и без подобного сооружения.
Истоки современного театра как искусства можно найти ещё в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, а также в массовых народных обрядах.
Небольшая история возникновения и развития театра и театрального искусства.
Индия.
Наиболее ранние образцы театра появились в Индии до нашей эры, и там же было создано первое техническое руководство по его содержанию, Натьяшастра, приписываемое Бхарате (2 в. н.э.?). Это всеобъемлющий свод наставлений постановщикам, актёрам, драматургам и костюмерам.
Япония.
Несмотря на условность манеры исполнения, в индийском театре использовалось определённое количество декораций. Образец бескомпромиссной условности даёт японский театр Но (12-14 вв.): деревянная сцена площадью 1,7 кв. м., навес на четырёх опорах, длинный мостик для выхода актёров и полное отсутствие декораций. На такой сцене давались (и до сих пор даются) крайне стилизованные драмы, в основном для искушённой публики. К началу XVII в. появляется иной род драмы - театр Кабуки. Более демократичный по направленности, он использовал длинную узкую игровую площадку с вращающейся сценой в центре, многочисленные, необычайно реалистичные декорации и занавес. Уникальной чертой театра Кабуки является ханамити, т.е. «цветочная тропа» - узкий помост, протянувшийся от задних рядов к сцене.
Китай.
В китайском традиционном театре, возникшем около VIII в. и имевшем треугольную форму со сценой, выдающейся в зрительный зал, также царит условность. Вместо масок, принятых в театре Но, здесь используется, как и в Кабуки, грим. Сценическое действие задаётся рядом стандартизированных движений. Подобный формализм наблюдается и в Японии; в Индии же большое внимание уделяется системе жестов.
Древнегреческий театр.
В противоположность прямоугольной деревянной сцене восточного театра, в Афинах V в. до н.э. (когда зарождались трагедия и так называемая древняя аттическая комедия) соответствующее сооружение имело форму открытой каменной постройки в виде «орхестры» (центральногокруга), обрамлённой ярусами зрительных рядов длиной несколько больше полуокружности.
Напротив них располагалась узкая продолговатая площадка, ограниченная сзади зданием, которое называлось скена (отсюда - «сцена») и использовалось для переодевания актеров. Выходом из скены на сценическую площадку служили двери в её передней стене - большая центральная и две боковые поменьше. С боков площадка ограничивалась пристройками скены, параскениями, откуда также могли выходить актёры. Вдобавок крыша скены давала возможность постановки и на верхнем ярусе. Подобный тип сооружений (яркий пример - частично сохранившийся театр Диониса в Афинах) стал итогом долгой эволюции, которая началась, по-видимому, с деревянных построек, и, в свою очередь, послужил прообразом западноевропейского театра.
Как правило, роль декорации выполняла передняя стена скены, хотя, повидимому, уже во времена Софокла (495-406 до н.э.) иногда использовались и раскрашенные панели (рта^еб), если нужно было показать, что события разворачиваются, например, на открытой местности.
Несмотря на заметно меньший вклад Древнего Рима в развитие драматического искусства, именно он передал греческие театральные традиции более поздним эпохам. В древней Аттике драма вышла из религиозной церемонии и долго сохраняла с ней тесную связь; в Риме эта связь полностью утрачивается. Театральное действо вырождается в обычное развлекательное мероприятие. Литературная драма никогда не знала того расцвета, который пережила в Афинах, и, в конце концов, её вытеснили гладиаторские бои и грубые, вульгарные зрелища в исполнении мимов. Для своих представлений мимам не требовалось сооружений, необходимых для постановки трагедии или комедии. Им вполне хватало деревянного помоста и простейшего фона. Единственное театральное нововведение древнего Рима - амфитеатр, приспособленный как для грандиозных зрелищ (как навмахия, когда арена затоплялась и разыгрывались потешные морские бои), так и для импровизированных мимических фарсов, когда в центре арены устанавливались деревянные подмостки.
Европейский театр.
В Х в. в церковной католической службе появляются зачатки нового театра. Первые примитивные религиозные драмы пелись или пересказывались на латыни священниками в самой церкви.
К XV в. возросший общественный интерес к драматическим зрелищам привёл к появлению первых профессионалов на сцене. Участники первых небольших трупп были в большинстве своем бродячими актёрами, иногда они работали и в помещениях - скорее всего, в харчевнях, - но в основном под открытым небом, где и появляется нехитрая дощатая сцена под шатром (павильон), позади которой завесой отделялось место для переодевания.
До 1770-х годов актёры пользовались лишь ограниченным количеством современных костюмов вне зависимости от исторического периода, к которому относилось действие. Изображая римлян, они пользовались условным нарядом, сочетавшим привычные тогда бриджи с тогой (или туникой), «восточные» персонажи, например Отелло, вместе с бриджами могли надеть нечто вроде халата, тюрбан, меха и т.п. Управляющие некоторых театров старались привести сценические костюмы в соответствие с изображаемой эпохой, однако это коснулось только актёров-мужчин, поскольку актрисы наотрез отказывались одеваться во что-либо, кроме самых модных нарядов в сезоне.
В континентальной Европе XVIII в. зрелищность и разнообразие декораций были отличительной чертой оперных театров, ставших культовым местом модной публики. Художники, уловив возрастающий общественный интерес к опере, принялись энергично осваивать эту новую форму драмы, открывавшую для них новые возможности. Начинают возникать оперные театры.
С 1948 г. театры мира официально объединяет под эгидой ЮНЕСКО Международный институт театра (МИТ), хотя связь эта весьма слабая и сводится в основном к обмену информацией о новых постановках.