|
Известно, что каждый предмет имеет определённый цвет, данный самой природой: лимон жёлтый, морковь оранжевая, огурец зелёный. Такой ярко выраженный цвет предмета называется локальным.
В живописи под цветом предмета понимают не его локальный цвет, а видимый цвет в определённый момент в конкретной среде. Чтобы правильно определить цвет при изображении натуры, необходимо знать, как цвет меняется в различных условиях среды.
|
На изменение локального цвета предмета влияет характер освещения, и, прежде всего, его сила. Это влияние выражается в изменении насыщенности, светлоты и цветового тона локального цвета предмета.
Наибольшую насыщенность все цвета имеют при среднем освещении!
При сильном освещении локальные цвета предметов становятся более светлыми, как бы «выцветают», следовательно, насыщенность их уменьшается, а светлота увеличивается!
При слабом освещении все цвета становятся менее насыщенными и темнеют!
Сила освещения определяет также общее тоновое состояние изображения.
В солнечный день разница светлоты освещённой и теневой частей одного и того же предмета усиливается.
В пасмурный день и в сумерки все предметы освещены значительно слабее. От этого уменьшается разница в светлоте цветов освещённых и теневых мест каждого предмета, отчего цвета предмета и в тени и на свету становятся более близкими.
На восприятие локального цвета предмета будет влиять и цвет освещения. Это связано со спектральным составом света. Утром, на рассвете, все цвета выглядят голубоватыми и синеватыми. Вечером, на закате, цвета приобретают красновато-оранжевый оттенок.
Изменяются цвета и при электрическом освещении. Красные цвета становятся насыщеннее и светлее; оранжевые краснеют и светлеют; светло-жёлтые цвета трудно отличить от белых; голубые, серые и синие цвета зеленеют и темнеют; тёмно-синие цвета становятся трудно отличимыми от чёрных; фиолетовые краснеют и темнеют. Примером изменения локального цвета предметов от изменения освещения является световое оформление театрального представления.
При различном освещении изменяется цвет предмета и в тени. Это объясняется тем, что на теневую часть предмета падают не прямые лучи света, а лучи, отражённые плоскостями других предметов. Следовательно, этот свет имеет уже не тот спектральный состав, что прямые лучи света. Сравнивая освещённые части предмета с полутеневыми и теневыми, замечаем, что они различаются не только по светлоте, но и по цветовому тону. Такие изменения цвета объясняются изменением спектрального состава света, падающего на теневую сторону предмета.
Яркий солнечный свет считается тёплым, а сумерки называют синими, т.е. холодными. От цвета освещения зависит цвет предмета и на освещённой его части и на теневой.
В солнечный день освещённая часть предмета будет иметь более тёплый цвет, чем его собственный локальный, а тени будут более холодного цвета.
В сумерки или пасмурный день локальный цвет освещённой части станет более холодным, а цвет в тени предмета потеплеет.
Цвет и свет рефлекса всегда связаны с окружением предмета, т.е. со средой, в которой он находится. Эта среда может быть очень разной и по цвету, и по освещению. Она может быть многоцветной или иметь ограниченное количество цветов, быть более светлой или более тёмной. Заметнее всего это проявляется на белом предмете и на предметах с блестящей поверхностью.
Если поставить рядом два предмета: один белый, а другой жёлтый и менять цвет фона, то можно проследить за изменением цвета рефлекса на предметах. Например, от синего фона рефлекс на белом предмете будет синего цвета, а на жёлтом – зелёного; если же эти предметы поставить на красном фоне, то рефлекс на белом предмете будет красным, а на жёлтом красно-оранжевым.
Обычно мы смотрим на весь предмет в целом, видим его форму, материал, поверхность. Поверхность может быть шероховатой или гладкой. В диапазоне между ними может быть ряд промежуточных состояний поверхности – от глянцевой до матовой. Глазированная керамическая ваза блестит, потому что её поверхность совершенно гладкая. Прямой отражённый от поверхности предмета луч образует блик. Глянец воспринимается глазом человека только в том случае, если он видит одновременно и затемнённые участки предмета.
Пористые и шероховатые поверхности, такие как ворсовая ткань, бархат, замша и другие, кажутся матовыми. Это происходит потому, что здесь свет не концентрируется в каком ни будь одном месте. Свет, падающий на такую поверхность, рассеивается в разных направлениях.
Типичный для шёлковых тканей блеск возникает от того, что их гладкая поверхность покрыта расположенными близко друг от друга мелкими углублениями. Такой же блеск можно наблюдать и на других предметах, например на грампластинках.
Локальный цвет предмета изменяется не только от освещения, но и по мере удаления предмета от зрителя. Тёмные и светлые предметы при удалении меняют свой цвет по-разному. Тёмные предметы голубеют и светлеют, а светлые могут не только потемнеть, но и стать желтоватыми или красноватыми, если они не освещены солнцем. Это происходит потому, что воздух, рассеивая голубые лучи, пропускает красновато-оранжевые. С удалением предметов от зрителя контрасты между освещёнными и теневыми местами предмета сглаживаются, а разница между цветами отдельных предметов уменьшается. Это будет сказываться на чёткости восприятия контуров предметов и их поверхности. Следовательно, чем дальше находится предмет от зрителя, тем менее чётко по цвету, светлоте, очертаниям формы и объёму он должен изображаться.
Чтобы правдиво передать натуру при изображении, недостаточно уметь вдеть только светотеневые и цветовые переходы на форме одного предмета. Точность и правдивость каждого цвета в изображении определяется не отдельно, а только в соотношении с другими цветами. Кроме того, цвета сравнивают по светлоте, т.е. по тону. Важно выделить самый светлый и самый тёмный тон и определить степень их отличия друг от друга и от белого цвета (рядом располагают белый лист бумаги).
Понятие о колорите
Под колоритом понимают совокупность цветов определённой тональности, образующих систему. Иначе говоря, колорит означает сочетание, соотношение цветов, создающих определённое единство.
Тональность цвета определяется условиями освещения.
Свет, падающий на поверхность, заметно изменяет впечатление от цвета. Например, солнечное освещение утром окрашивает предметы в золотисто-розовые цвета. Те же предметы при закате солнца воспринимаются жёлто-оранжевыми. Можно сделать вывод, что ко всем цветам предметов подмешивается цвет лучей источника света, в результате чего в них появляется определённое сходство, создаётся цветовая гармония.
Следовательно, свет является объединяющим началом всех цветов, т.е. определяет колорит. Таким образом, изображение при различном освещении (дневном, вечернем, лунном, искусственном), будут отличаться по колориту.
Цветовая гамма этих изображений будет соответствовать определённому спектру освещения, как будто мы смотрим через цветное стекло. Все предметы в своей окраске будут иметь не свой локальный цвет, а цвет, обусловленный спектром освещения.
Например, белый цвет в тени будет восприниматься голубоватым, а голубой цвет станет ещё более насыщенным, так как они освещены цветом голубого неба. При свете электрической лампочки, более жёлтом, чем дневной свет, белый цвет приобретает желтоватый оттенок, а голубой темнеет. Но мы будем воспринимать в своём сознании эти цвета как белые и голубые, а их изменённые оттенки – как цвет освещения.
То или иное освещение, изменяя цвета, вызывает определённые представления, настроение. Это можно использовать в цветовом решении, подборе цветов для костюма или макияжа. Например, девиз «Вечер» будет воплощаться в голубых, синих, серых, фиолетовых, сиренево-розовых цветах.