Библиотека
  »   Школа ИЗО   »   Просмотр материала  / Средства выявления объёма /
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж
Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 1
Заглянувшие: 1
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской
Средства выявления объёма
Оцени заставку:
1720 2 | 5
    № 273     28 Декабря 2010, 10:48  
  28 декабря 2010  
Статья написана и иллюстрирована автором сайта для курса лекций по визажу
в Учебном центре ОГАСиА (сентябрь 2004 - декабрь 2006 гг.)

Распределение света и тени на объёме

Мы видим предметы благодаря тому, что они освещены. Воспринимая свет, отражённый от поверхности предмета, мы получаем представление о его форме. Свет на различных поверхностях предмета различен и распределяется по определённым законам. Степень освещённости поверхности предмета называется светотенью. Светотень зависит от характера поверхности предмета: плоская или круглая поверхность, гладкая или шероховатая фактура, от окраски предмета (чёрный, белый, красный, тёмный или светлый цвет), от спектрального состава света (свет луча солнца или электрической лампочки), от расстояния от предмета до источника света, от освещения (рассеянного или концентрированного).

Создание объёма формы осуществляется с помощью тона, который наносится на форму штриховкой, тушёвкой или окраской. Тон придаёт присущие натуре светотеневые градации, которыми выявляется объём формы; тон выявляет рельеф поверхности и его движение в пространстве, указывает на освещённость, светлоту.

Тоном называется степень светлоты поверхности формы предмета. В зависимости от характера освещённости степень светлоты поверхности предмета может быть разной. При освещении предмета очень сильным источником света освещённость может быть контрастной на свету и в тени. Чем сильнее источник света, тем ярче будет освещённая поверхность. Среди освещённых поверхностей предмета будет выделяться самая светлая поверхность – свет №1. Самой светлой поверхностью – светом – будет та, которая расположена ближе всех к источнику света и на которую лучи источника света падают под прямым углом.

Чем ближе поверхность предмета к источнику света, тем лучше она освещена. Чем прямее лучи, падающие от источника света на поверхность, тем поверхность предмета будет светлее.

Самой тёмной частью предмета будет та её часть, на которую лучи от источника света не попадают – тень №1. Неосвещённая часть предмета называется собственной тенью предмета.

Та часть предмета, которая обращена к источнику света под углом, является полутоном, или светом №2,3, и. д. Чем дальше эта часть находится от источника света, и чем острее угол падения лучей источника света на поверхность предмета, тем больше полутон теряет светлоту (свет). Если предмет имеет глянцевую блестящую поверхность, то источник света отражается на освещённой поверхности ярким пятном. Такое отражение называется бликом – это самое яркое пятно на освещённой поверхности предмета.

За предметом лежит пространство, на которое лучи от источника света не попадают, потому что сам предмет заслоняет совей массой источник света и не пропускает через себя его лучи. Такая тень, лежащая в пространстве сзади предмета, называется падающей тенью. Падающая тень по светлоте неоднородна. Та часть, которая расположена ближе к предмету, кажется темнее и резче, а часть расположенная ближе к краю, - светлее и мягче, контуры тени у неё размыты.

Падающая тень темнее тени собственной.

Собственная тень светлее падающей тени, так как тень собственная освещается отражёнными от окружающих предметов лучами. Такое освещение тени отражённым светом называется световым рефлексом. Рефлексы не могут быть светлее всякого света.

Между всеми освещёнными и неосвещёнными поверхностями существует тоновая граница, тоновые отношения, тоновые пропорции.

Выявление формы предмета с помощью тона

При первом взгляде на предмет сначала схватывается его общая форма, а потом мы начинаем рассматривать детали. Рисунок выполняется по такому же принципу – сначала изображается общая форма, а потом мы начинаем прорабатывать детали. Чтобы передать форму предмета такой, какая она есть на самом деле, рисуют «от общего к частному».

Более подробно мы с вами остановимся на проработке тоном формы шара (это наши щёчки, подбородок, овал лица в целом).

Определив границу света и тени, которая будет иметь криволинейное изображение, начинаем лепить форму шара тоном. Начинаем с теневой стороны. Наметив самое тёмное место в теневой части, заштрихуем его чуть сильнее. На освещённой поверхности отметим тёмное место на краю границы формы и на границе с теневой частью шара и слегка заштрихуем его. Более светлую часть освещённой поверхности оставим нетронутой.

Затем перейдём к детальной проработке поверхности шара. Лепим форму шара. Штрихи кладём по форме, подчёркивая кривизну объёма. Прокладываем полутень на свету, корпусную тень и рефлекс в теневой части, уточняем конкретную освещённость, светотеневые градации, объёмную форму.

Вопросы для повторения

1. Какими бывают предметы по форме?
2. Что такое пропорции?
3. Что такое светотень?
4. Что называется тоном, тенью (собственная и падающая), бликом, рефлексом?

Практические упражнения

1. Постройте шар и нанесите косые пересекающиеся штрихи, выявляющие его форму.
  Источник:  «Рисунок и живопись» (А.Секачева, А.Чуйкина, Л.Пименова) Москва, 1983
 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты