|
В зависимости от спектрального состава лучевого потока, отражаемого поверхностью тела, все цвета можно разделить на две группы.
К первой группе относятся белые, серые и чёрные цвета – иначе говоря, цвета, которых нет в составе спектра. В цветоведении белые, серые и чёрные цвета принято называть ахроматическими, т.е. бесцветными.
|
Белых цветов в природе много: его имеют писчая бумага, снег, гипс, белила, яичная скорлупа и др. Одни из этих предметов светлее, другие темнее. Чёрных цветов тоже много, и они тоже неодинаковы. Чёрный бархат темнее чёрного сукна, чёрное сукно темнее чёрного шёлка. Серые цвета тоже очень разнообразны. Отличаются друг от друга цвет дыма и цвет асфальта, цвета графита и стального листа.
Ахроматические цвета отличаются друг от друга только степенью светлоты. Взяв два различных серых цвета, мы всегда увидим, какой из них светлее, а какой темнее, так как это легко определить на глаз. Глаз человека способен различить более 300-т переходов ахроматических цветов.
Все ахроматические цвета можно расположить в ряд, начав с самого светлого и кончая самым тёмным.
Образуется так называемый один непрерывный ряд по светлоте. На одном его конце находится белый цвет, на другом – чёрный.
Ко второй группе относятся красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые и пурпурные цвета со всеми переходами между ними. Эти цвета называются хроматическими, т.е. цветными.
Хроматические цвета отличаются друг от друга тремя характеристиками:
цветовым тоном,
светлотой,
насыщенностью.
Цветовым тоном называется такой признак хроматического цвета, по которому один цвет отличается от других. Например, один цвет мы называем зелёным, другой – красным, третий – синим.
Цветовых тонов существует гораздо больше, чем названий для них. Так, о цветах, расположенных между жёлтым и красным, часто говорят оранжевые, как будто у них один цветовой тон. Но каждый из этих цветов характеризуется своей длиной волны и, значит, имеет свой цветовой тон. Распространённым названием этой характеристики среди художников является не цветовой тон, а цветовой оттенок, чтобы не было путаницы с названием «тон», под которым художники подразумевают светлоту цвета.
Светлоту хроматического цвета, так же как и светлоту ахроматического, определяют коэффициентом отражения лучей света. Любому хроматическому цвету всегда можно найти такой ахроматический цвет, который будет равен ему по светлоте.
Насыщенностью хроматического цвета называют степень отличия его от хроматического цвета, одинакового с ним по светлоте.
Следовательно, насыщенность цвета – это степень выраженности его цветового тона.
Например, если мы прибавим к чисто красному цвету немного серого, одинакового с ним по светлоте, то новый красный цвет будет заметно отличаться от исходного.
Светлота цвета (цветовой тон) не изменится.
Изменится только насыщенность цвета, т.е. его цветность.
Между любым чистым максимально насыщенным хроматическим цветом и равным ему по светлоте серым мы можем вставить ряд промежуточных цветов разной степени насыщенности.
Если к хроматическому цвету примешать ахроматический цвет разной светлоты (белый, серый с постепенным переходом к чёрному), то изменяется одновременно и насыщенность хроматического цвета, и его светлота. Например,
прибавив белый цвет к красному, мы уменьшим его насыщенность, а светлоту увеличим. Таким образом, мы получаем множество светлых оттенков красного цвета, так называемых - пастельных.
Примешав более тёмные по светлоте ахроматические цвета к хроматическому цвету, мы уменьшаем его светлоту и насыщенность одновременно.