|
Рассматривая спектр солнечного света, на одном его конце мы видим фиолетовый цвет, а на другом – красный . Чтобы представить спектр в виде круга, необходимо дать плавный переход от красного к фиолетовому цвету. Смешав эти цвета, мы получим пурпурные цвета, которых нет в спектре, хотя в природе они существуют.
|
При сравнении цветовых переходов от одного цвета к другому в цветовом круге можно выделить три цвета, в которых зрительно нет примесей других цветов.
Это основные цвета –
красный,
жёлтый,
синий.
Цветовой круг можно разделить на две части. В одну из них входят красные, оранжевые, жёлтые, жёлто-зелёные цвета, которые называются тёплыми, потому, что связываются с представлением о цвете огня, солнца. Цвета голубовато-зелёные, голубые, синие, сине-фиолетовые называют холодными. Они ассоциируются с представлением о цвете воды, льда, металла.
Восприятие цветов одной и той же группы относительно. Сине-зелёный цвет, расположенный рядом с жёлто-зелёным, кажется холодным, а по сравнению с синим – тёплым.
Тёплые и холодные цвета в одинаковых условиях отличаются противоположными оптическими свойствами. При дневном освещении тёплые цвета воспринимаются как выступающие, холодные – как отступающие. Например, жёлтый цвет зрительно как бы приближает поверхность к зрителю и расширяет её. Красный цвет при дневном освещении приближается к нам, т.е. выступает вперёд, а в сумерках создаёт впечатление глубины, т.е. удаляется. Голубой цвет в дневное время как бы отступает от нас. В сумерках, наоборот, он выдвигается на передний план, т.е. выступает вперёд. Предметы, имеющие тёмно-синий и фиолетовый цвет, при дневном свете уменьшаются в объёме.
Цветовой круг может состоять из разного количества цветов: 6, 8, 12, 24, 32 и более. Всё зависит от того, сколько выделить пар противолежащих относительно центра круга цветов, создающих более резкие или более постепенные переходы от одного цветового тона к другому.
Главной особенностью любого цветового круга является такое соответствие противолежащих относительно центра круга цветов, которые при их смешении даёт ахроматический цвет. Смешение двух дополнительных цветов световых лучей даёт белый цвет. При смешении дополнительных цветов получается серый цвет.
|
Дополнительные цвета имеют определённые свойства. При смешении они могут дать ахроматический цвет, могут уменьшить насыщенность другого цвета, если покрыть его тонким слоем дополнительного цвета, увеличить насыщенность своего дополнительного цвета, если их расположить рядом. Такое явление называется цветовым контрастом. В цветоведении контрастом называют кажущееся изменение цветов по основным цветовым характеристикам: цветовому тону, насыщенности, светлоте. Кажущееся изменение по цветовому тону и насыщенности цвета называется хроматическим контрастом.
|
Действие контраста может проявляться на восприятии всей поверхности предмета и отдельной её части.
Заметнее изменится цвет того предмета, площадь которого меньше.
Изменение цвета предмета зависит от светлоты фона: на тёмном фоне цвет предмета кажется более светлым, а на светлом фоне – более тёмным. Это так называемый светлотный контраст.
На зрительное восприятие цвета предмета, если его долго рассматривать, может оказать влияние адаптация глаза.
Адаптацией глаза называется изменение чувствительности глаза при изменении освещения, т.е. приспособление глаза к новому освещению.
Адаптация может быть и к свету, и к цвету.
Цветовая адаптация – явление более слабое, чем световая, и протекает в более короткий промежуток времени. При цветовой адаптации цвет как бы тускнеет. Например, если долго смотреть на красный цвет, то через некоторое время глаз теряет способность различать разные оттенки этого цвета. Для восстановления правильного ощущения цвета предмета необходимо перевести взгляд на другие цвета, например, синие или зелёные.
Наибольшая продолжительность адаптации характерна при восприятии красного и фиолетового цветов (красный цвет возбуждает), наименьшая – для жёлтого и зелёного (на зелёном цвете глаз отдыхает).
Световая адаптация проявляется в снижении чувствительности к сильному свету и темноте. Однако при частом переходе от очень светлого к тёмному и обратно возникает вынужденная постоянная адаптация глаза. Это утомляет зрение и снижает внимание (не рекомендуется смотреть телевизор без дополнительного освещения).
На восприятие цвета будет оказывать влияние и такое явление, как иррадиация. Это проявляется в увеличении размеров сильно освещённых предметов или их частей в результате образования так называемого ореола. Появление ореола объясняется тем, что более светлые тона обладают большей энергией, тем тёмные. Падающий от них на сетчатку глаза свет раздражает не только её, но и прилегающие к ней нервы. В результате границы более светлой области раздвигаются, а более тёмной – сужаются. Например, тонкие сучья дерева на фоне ярко-голубого неба кажутся синими, а на фоне солнечного заката – оранжевыми или даже красными. Стволы и большие сучья деревьев окутываются ореолом только по краям.
Смешение красок
Различие составных цветов достигается изменением количества красок при их смешении. Например, при смешении синей краски с жёлтой можно получить сине-зелёный цвет, если взять больше синей краски. Но если взять больше жёлтой, чем синей, то получится жёлто-зелёный цвет.
Для получения сложного составного цвета используют соединение трёх красок. Необходимый опыт в смешении красок накапливается в процессе работы.
При смешении красок необходимо учитывать их совместимость, способность образовывать прочный цвет. В смесях с белилами краски светлеют и теряют насыщенность. Кроме того, у некоторых красок меняется цветовой тон.
О живописных приёмах
1.
Лессировка – наложение одного слоя цвета на другой.
Лессировка основана на прозрачности акварельных красок, которая позволяет менять цвет при нанесении одного слоя краски на другой. Перед этим первый слой краски должен хорошо просохнуть.
Лессировка может быть использована для различных целей: можно залить всю плоскость в пределах контура рисунка нужной насыщенности; можно повторить заливку не по всей плоскости, а только в тех местах, где нужно получить необходимое цветовое впечатление. Лессировкой можно получить третий цвет, который по цветовому тону будет ближе к цвету верхнего слоя.
Например, если жёлтый цвет покрыть красным, то новый цвет будет красно-оранжевым; если же красный цвет покрыть жёлтым, то получим жёлто-оранжевый цвет.
Лессировку используют для уменьшения насыщенности какого-либо цвета цветом, дополнительным к нему.
Например, насыщенность оранжевого цвета можно уменьшить лессировкой поверхности синим цветом, и наоборот. Чтобы ароматизировать жёлтый цвет, проводят лессировку фиолетовым цветом.
Во избежание помутнения цвета не следует наслаивать один цвет на другой более трёх раз и брать сильно насыщенный раствор краски.
Цвет, получаемый способом лессировки, зависит не только от плотности прозрачных слоёв краски, но и от общей толщины её слоя. Более толстый слой поглощает больше света, что увеличивает насыщенность воспринимаемого цвета.
2.
Приём «алла прима» - используется в акварельной живописи для достижения свежести цвета.
Цвет, полученный смешением красок на палитре, берут в полном соответствии с цветом натуры. Достоинство такого приёма работы заключается в том, что тоновое и цветовое решения работы определяются сразу, а не постепенно. (Как раз то, что необходимо при работе с декоративной косметикой). Если при таком приёме в процессе работы необходимо увеличить или уменьшить насыщенность и светлоту цвета, то используют лессировку соответствующим цветом.
Существуют и другие живописные приёмы, такие как техника «по сырому» и приём «по сухому». Но мы подробно останавливаться на них не будем, так как это чисто живописная техника для работы с акварелью.
Практические упражнения
1. Цель – научиться различать светлоту ахроматических цветов от белого до чёрного.
Начертите пять прямоугольников размером 6х3 см. Прямоугольник слева оставьте белым, а прямоугольник справа залейте концентрированным раствором чёрной краски. Для третьего (среднего) прямоугольника разбавьте этот раствор водой так, чтобы он стал по светлоте средним между белым и чёрным; залейте им средний прямоугольник. Полученный раствор разбавьте ещё раз водой так, чтобы он стал по светлоте средним между белым цветом первого прямоугольника и серым цветом третьего прямоугольника, и залейте этим раствором второй прямоугольник слева. Четвёртый прямоугольник залейте раствором серого цвета так, чтобы он был средним по светлоте между третьим и пятым прямоугольниками.
2. Цель – ознакомление с тем, как изменяется насыщенность цвета, или, как говорят, его сила.
Начертите три прямоугольника размером 6х3 см. Разведите раствор прозрачной краски (красную, изумрудную) и залейте первый слева прямоугольник. Затем разведите чёрную краску той же светлоты, что и краска первого прямоугольника, и залейте третий прямоугольник. Затем смешайте два полученных раствора и залейте смесью средний прямоугольник.
3. Цель – добиться равномерности перехода от чистого цвета к белому и чёрному.
Начертите четыре прямоугольника (размер Вы уже знаете). Сделайте бледный прозрачный раствор какой-нибудь краски (хроматической) и залейте им все прямоугольники (покрывать их следует слева направо). Когда слой краски высохнет, покройте этим же раствором три последних прямоугольника, затем два последних и, наконец, только последний. Добейтесь равномерного покрытия цветом. (Способ лессировки).
Начертите ещё четыре прямоугольника того же размера. Разведите раствор той же краски средней насыщенности и залейте все прямоугольники. Затем приготовьте прозрачный раствор чёрной краски. Когда первый слой цвета просохнет, покройте раствором чёрной краски второй, третий и четвёртый прямоугольники. После высыхания покройте тем же раствором третий и четвёртый, затем – только четвёртый прямоугольник.
4. Цель – изучить расположение цветов в цветовом круге.
Начертите круг, разделите его на шесть равных частей, проведя три диаметра круга. Сначала залейте три треугольника основными цветами, начиная с верхнего и чередуя через один (красный, жёлтый и синий цвета). Затем на палитре смешайте два основных цвета и получите один дополнительный (красный и жёлтый дадут оранжевый, жёлтый и синий дадут зелёный, синий и красный дадут фиолетовый).
5. Цель – научиться смешивать основные краски и выработать навыки в получении нового цвета.
Начертите пять прямоугольников. Сделайте прозрачные растворы жёлтой и синей краски. Раствором жёлтой краски покройте левый прямоугольник, а раствором синей – правый. К раствору жёлтой краски прибавьте немного раствора синей краски, и полученной смесью покройте второй прямоугольник слева. Затем в раствор синей краски добавьте немного жёлтого раствора и покройте прямоугольник четвёртый слева. В среднем прямоугольнике два исходных раствора должны быть взяты в равных количествах.
Таким же образом смешайте синюю краску с красной и красную – с жёлтой. В результате смешения получатся разные составные цвета, часто более сложные, чем цвета имеющихся в наборе красок.
6. Цель – получение цвета способом лессировки.
Начертите три прямоугольника. Сделайте прозрачные растворы двух основных цветов. Одним раствором покройте два прямоугольника слева. После подсыхания краски покройте раствором второй краски два прямоугольника справа. На среднем прямоугольнике в результате наложения одного слоя краски на слой другой краски получится третий цвет.
7. Цель – выработка навыков в работе с цветом (уменьшение насыщенности цвета способом лессировки).
Выполнять упражнение нужно, как и предыдущее, но цвета взять не основные, а дополнительные.
Начертите несколько пар по три прямоугольника (для разных цветовых комбинаций). В первой тройке прямоугольников два прямоугольника слева залейте одним цветом (например, красным), а два справа – цветом, дополнительным к первому (например, зелёным). На среднем прямоугольнике в результате наложения друг на друга двух дополнительных цветов получится ахроматический цвет (если взяты цвета соответствующей насыщенности).
Выполните это упражнение и с другими парами дополнительных цветов.
Убедитесь в том, что уменьшение насыщенности одного из дополнительных цветов даст частичную ахроматизацию цвета.