28 февраля 1893, Пенза — 30 июня 1953, Москва
Советский кинорежиссёр.
Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1951).
Народный артист СССР (1948).
Член ВКП(б) с 1939 года.
Всеволод Пудовкин родился 16 (28) февраля 1893 года в Пензе.
В 1914 году окончил отделение естественных наук физико-математического факультета МГУ и ушёл на фронт Первой мировой войны, был ранен, взят в плен, бежал, вернулся уже в Советскую Россию. Окончив студию Кулешова и создав в качестве актёра первый в истории кино образ большевика и ряд эксцентрических и сатирических образов, Пудовкин становится кинорежиссёром.
В 1926 году Пудовкин вместе со сценаристом Н. А. Зархи и оператором А. Д. Головня создает свой шедевр «Мать» по одноимённому роману М. Горького. Фильм стал крупнейшим достижением советского кинематографа.
Следующий фильм — «Конец Санкт-Петербурга» (1927), — созданном Всеволодом Пудовкиным, Натаном Зархи и А. Д. Головней также принадлежит к лучшим достижениям киноискусства. Третьим шедевром Пудовкина считается картина «Потомок Чингисхана» (1929).
Пудовкин был автором книг «Кинорежиссёр и киноматериал» (1926), «Киносценарий. Теория сценария» (1926), «Актёр в фильме» (1934). Пудовкин также преподавал во ВГИКе, на режиссёрском факультете.
Всеволод Илларионович Пудовкин скончался 30 июня 1953 года в местечке Дубулты близ Риги (по другим данным в Москве). Чуть ранее он заболел гриппом, сопровождавшимся высокой температурой. Не оправившись от болезни, вернулся к активным физическим нагрузкам — игре в теннис. В последующую ночь у Пудовкина диагностировали инфаркт миокарда. Через сутки ему стало лучше, но, при попытке встать, его поразил инфаркт легкого и остановка сердца. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
ПУДОВКИН, Всеволод Илларионович (16.II.1893 — 30.VI.1953) советский режиссёр, актёр, теоретик кино. Народный артист СССР (1948). Учился на физико-математическом факультете МГУ. Участвовал в 1-й мировой войне. Был в плену, в Германии. В 1920 поступил в 1-ю Госкиношколу. Инициатива и разносторонняя одарённость Пудовкина сделали его ближайшим помощником В. Гардина, режиссёра и руководителя Госкиношколы. Пудовкин выступал в качестве актёра, сценариста, сорежиссёра, художника-декоратора в фильмах «В дни борьбы» (1920), «Серп и Молот» (1921), «Голод... Голод... Голод...» (1921), «Слесарь и канцлер» (1924). В фильме «Серп и Молот» (1921) сыграл первую значительную роль Андрея Краснова, батрака-красноармейца. В 1922 Пудовкин перешёл в мастерскую Л. Кулешова, участвовал в его поисках специфики языка кино, в определении основ творчества кинематографического актёра. Участвовал как сценарист, ассистент режиссёра, художник-декоратор, актёр в фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924, играл роль авантюриста Жбана), «Луч смерти» (1925, играл роль фашиста патера Рево). Пудовкин считал Кулешова своим учителем, хотя в дальнейшем преодолевал некоторые тенденции школы Кулешова. Поиски самостоятельных путей привели Пудовкина на студию «Межрабпом-Русь», где он поставил свой первый фильм комедию «Шахматная горячка» (1925, совм. с Н. Шпиковским). Оператором фильма был А. Головня, ставший с этого времени почти бессменным участником фильмов Пудовкина. Следующая работа Пудовкина — научно-популярный фильм «Механика головного мозга» (1926, сценарий Пудовкина), посв. учению И. Павлова об условных рефлексах — один из лучших образцов сов. научно-популярного фильма.
В 1926 Пудовкин поставил фильм «Мать» (по роману Горького) — один из шедевров советского и мирового экрана.
Отказавшись от точного следования развитию сюжета и характеристикам действующих лиц романа, Пудовкин вместе со сценаристом Н. Зархи (фильм положил начало их длительному творческому содружеству) переосмыслил материал Горького, перевёл его на язык кино, сохраняя революционный пафос и основную тему литературного первоисточника. Фильм отличается гармоничным единством всех его компонентов. Каждый кадр, эпизод, каждый образ фильма пронизаны единой сквозной идеей, и это определяет его художественную целостность. В этом фильме выявились особенности творчества Пудовкина: богатство и целенаправленность выразительных средств (особое значение приобретают в фильме Пудовкина монтаж, ракурсы, детали), строгость и лапидарность стиля, режиссёр видит и запечатлевает на экране жизнь, образы людей, создавая тонкие, правдивые психологические характеристики. Пудовкин вместе с С. Эйзенштейном был зачинателем поэтического монтажно-типажного кинематографа, но вместе с тем тяготел к традициям творчества Л. Толстого, искусству Художественного театра с их вниманием к человеку, психологии, быту. От героев фильма «Мать» шёл прямой путь к многогранным характерам киноискусства 30-х гг.
Центральное место в творческом наследии Пудовкина занимает проблема актёра в кино. Пудовкин считал основой творчества актёра в кино достоверность и естественность поведения и владение специфическими средствами кино, он использовал мастерство актёров МХАТа (В. Барановская, Н. Баталов) и в то же время придавал особое значение типажным данным исполнителя. Пудовкин стремился трансформировать театральную актёрскую технику в кинематографическую, определял органическую связь открытий К. Станиславского, требований его системы с законами игры в кино. Работа Пудовкина с Барановской и Баталовым высокий образец воспитания кинематографического актёра, сочетающего принципы «искусства переживания», сформулированные Станиславским, со специфическими требованиями экрана. Пудовкин развивает свои взгляды на природу творчества киноактёра в ряде теоретических трудов, явившихся ценным вкладом в мировую теорию киноискусства.rnДве последующие работы Пудовкина продолжают режиссёрские принципы, найденные в фильме «Мать». Оба фильма — «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929) утвердили за Пудовкиным славу режиссёра, решающего с высоким мастерством, творческой смелостью и темпераментом широкую эпическую тему борьбы народа за своё освобождение через индивидуальные человеческие судьбы. Фильм «Конец Санкт-Петербурга» показывает приход народных масс в революцию.
Судьба деревенского парня (И. Чувелёв) символизировала образ предреволюционной России, просыпающейся к борьбе. В эпический, приподнятый материал, обобщённые образы фильма Пудовкин вкрапливает точные, мимолётные зарисовки быта, детали, характеризующие психологию людей, и это придаёт картине особую жизненную достоверность и социальную остроту. Пафос, героизм и патетика органично сочетаются в фильме с изображением судьбы рядового участника революции.
Фильм «Потомок Чингисхана» явился для Пудовкина своеобразной школой работы над этнографич.еским историческим материалом.
В центре фильма судьба бедняка, восставшего против угнетателей. Внутр. динамичность актёрского исполнения, точность психологических оттенков, экспрессивность крупных планов, выразительные детали и метафоры, которыми режиссёр подчёркивает и раскрывает характеристику героя, придали фильму особую страстность и глубину. Фильм с большим успехом шёл на отечественных и зарубежных экранах (в зарубежном прокате под названием «Буря над Азией»). В 1949 фильм был озвучен и вторично выпущен на экран.
Появление в кино звука и поиски новых художеств, средств определили экспериментаторский характер фильмов, постановок Пудовкина в начале 30-х гг. В 1932 он работает над фильмом «Простой случай» («Очень хорошо живётся»), но попытка решить современную тему на основе т. н. «эмоционального сценария» (сценарий А. Ржешевского) с использованием приёма рапидной съёмки не была удачной. В 1933 режиссёр ставит звуковой фильм «Дезертир» о борьбе рабочего класса Германии и о судьбе докера (К. Ренн — Б. Ливанов). В этом фильме осуществил принцип контрапунктного сочетания звука и изображения.
В последующие годы Пудовкин обратился к русской истории, её выдающимся деятелям. В 1939 он поставит фильм «Минин и Пожарский» (Гос. пр. СССР, 1941), в 1941 — «Суворов» (оба фильма — совместно с М. Доллером). в 1946 — «Адмирал Нахимов». Эти фильмы отличаются точностью в воссоздании колорита эпохи, исторических событий, биографического материала. В фильме «Минин и Пожарский» (сценарий В. Шкловского) Пудовкин создал широкую панораму жизни России тех лет, передал героический дух народного движения, возглавляемого Мининым (А. Ханов) и Пожарским (Б. Ливанов). Особенно ярко это выражено в массовых сценах, мастерски разработанных и поставленных. Картина «Суворов» (Суворов — Н. Черкасов-Сергеев) — это фильм одного образа, яркого, многокрасочного, сложного. Заслуга создания образа выдающегося русского полководца принадлежит талантливому актёру Н. Черкасову-Сергееву, вдохновенно и страстно работавшему над ролью, и Пудовкину, великолепному педагогу и режиссёру, умело подчиняющему средства киноискусства задаче воссоздания живого человеческого и героического характера. Фильм «Адмирал Нахимов» (1947; Гос. пр. СССР, 1947) большое достижение советского кино. В батальных сценах режиссёрская и операторская работа (операт. А. Головня) достигает высокого мастерства, созданы значительные актёрские образы (Нахимов — А. Дикий, матрос Кошка — Л. Князев, Меншиков — В. Пудовкин). На VIII МКФ в Венеции в 1947 фильму присуждена премия за исполнение роли Нахимова. На II МКФ в Локарно в 1947 фильм отмечен за лучшие фотографии.
Фильм «Возвращение Василия Бортникова» (1953) — последняя работа П. В основу ф. положен роман Г. Николаевой «Жатва» о жизни послевоенной деревни. Здесь проявились особая чуткость Пудовкина к выбору актёров и умение работать с ними. Фильм развивал реалистические традиции советского кино, «возвращал» советскому экрану простого человека с его судьбой (актёры С. Лукьянов — Бортников, Н. Медведева — Авдотья).
В течение всей своей жизни Пудовкин не прекращал актёрскую деятельность. В фильме «Мать» он сыграл эпизодическую роль полицейского офицера, его исполнение отличалось предельной скупостью средств и исчерпывающей психологической ясностью. Интересным опытом актёрской работы было исполнение Пудовкиным роли Феди Протасова в фильме «Живой труп» (1929, по Л. Толстому). В фильме «Во имя Родины» (1943, по пьесе К. Симонова «Русские люди», режиссер Пудовкин, совместно с Д. Васильевым) он сыграл роль немецкого генерала. Последнее актёрское выступление Пудовкина — в фильме «Иван Грозный» (1945), где он играл роль юродивого. Острая внешняя выразительность и внутр. глубина, сочетание, свойственное актёрскому искусству Пудовкина, характерны и для этой работы.
Пудовкин был одним из первых теоретиков и критиков советского кино. В его теоретических трудах и выступлениях нашли отражение главные проблемы киноискусства: определение специфики кино, теория монтажа, система работы с типажом и актёром, проблема звука в кино и другие Труды Пудовкина переведены на многие языки. Картины Пудовкина и его теоретическое наследие неизменно являются объектом внимания деятелей зарубежной кинематографии. Революционное новаторство Пудовкина оказало большое влияние на мировой кинематограф; большой идейный и художественный резонанс за рубежом имели фильмы «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана». Разработка Пудовкиным языка кино, проблемы типажа и киноактёра имеет и сегодня актуальное значение для мирового экрана. Пудовкин был деятельным участником общественной и политической жизни страны: членом Советского комитета защиты мира, участником международных конгрессов сторонников мира и др.