Один из самых популярных детей-актёров советского кино. Последнюю большую роль сыграл в 1977 году в фильме «Трактир на Пятницкой», после чего в кино практически не снимался. Вернулся в кино в 2006 году, снимался в небольших ролях.
Виктор Перевалов родился 17 февраля 1949 года в Ленинграде, в семье не имеющей не только к кино, но и вообще к искусству никакого отношения. Его случайно приметил помощник режиссера, который отбирал симпатичных деток для съемок во Дворце пионеров, где в этот день первоклассник Витя Перевалов с классом был на экскурсии. Короче, как говорят, оказался в нужное время в нужном месте. И в результате – в 1956 году состоялась его первая и сразу же главная роль в фильме «Тамбу-Ламбу».
Затем семилетний мальчик снимался без простоев из года в год, - скакал из картины в картину, практически не бывая дома. За ним приезжали на машине, отвозили на студию, потом привозили обратно. А если нужно было ехать в другой город, то мама увольнялась с работы и по договору становилась воспитательницей сына.
Детское кино советского времени Виктору Перевалову пришлось испытать, как говориться, «на своей шкуре». Считалось, что по закону ребенок может работать только четыре часа в день. А когда у тебя главная роль в фильме? Конечно, была слава, но было и другое: когда его привозили со съемок, - из носа от напряжения в два ручья текла кровь!
У юного актера был только один перерыв, - он тогда заканчивал шестой класс. Учителя в один голос говорили: «Его надо или выгонять, или оставлять на второй год». А когда же учиться? Он ведь постоянно снимался в кино. И вот после картины «Марья-искусница» (1959) школа все же приняла жесткие меры: категорически воспротивилась съемкам ученика Перевалова, испугавшись, что тот останется полным неучем. Но это совсем не помогло: Виктор уже совершенно забросил учебу, он просто наплевал на уроки и посещение и стал отъявленным двоечником.
Мальчику пришлось пережить без съемок паузу в два года, но Витя только и мечтал о кино. За это время про него, конечно же, уже успели подзабыть. Кино ведь такая «штука»: если тебя не видят на экране, тебя забывают.
«Республика ШКИД»
Но оставаться без кино Виктор Перевалов уже не мог. Все это время оно манило, звало его… На пробы к фильму «Республика ШКИД» по мотивам одноименной повести Белых и Пантелеева забытая юная кинозвезда пошел сам и пробовался на общих условиях. И, как тогда в первом классе, удача! Перевалова утвердили на одну из главных ролей – беспризорника Гогу: то ли вспомнили его предыдущие заслуги, а может он просто подошел на эту роль. В этой картине, рассказывающей о перевоспитании в школе-интернате трудных детей-беспризорников, Виктор снялся вместе с именитыми актерами: Сергеем Юрским и Юлией Бурыгиной, Павлом Луспекаевым и Александром Мельниковым, Верой Титовой и Анатолием Столбовым.
Воодушевленный такой удачей, Перевалов, пока снимали «Республику ШКИД», успел сыграть еще в небольшой рольке в киноповести режиссера Шакена Айманова «Земля отцов». А затем еще и у Геннадия Шпаликова в картине «Долгая счастливая жизнь» вместе с Инной Гулевой, Кириллом Лавровым, Мариной Полбенцевой. Так состоялся его второй, не менее удачный, приход в кино.
Год спустя Виктор Перевалов снялся в лирической школьной комедии режиссера Ильи Фрэза «Я вас любил». Актеру тогда исполнилось 18 лет, но он выглядел намного моложе. Претендентов на роль было много. Но в очередной раз повезло - позвонили. Переваловский герой Коля Голиков влюбился в девушку из балетной школы, которую блестяще сыграла Виолетта Хуснулова. Роли родителей и учительницы юного влюбленного с блеском сыграли Вера Орлова, Евгений Весник и Наталья Селезнева. Фильм «Я вас любил» стал лучшим «сочинение на вольную тему» юного актера. В картине, рассказывающей о духовном, эстетическом становлении, о первой большой любви, одновременно и весело, и серьезно поднималась сокровенная тема воспитания чувств у шестнадцатилетних.
Последние юношеские роли
В восемнадцать лет Виктора призвали служить в армию – в противовоздушные войска под Ленинградом. Полгода он прослужил очень серьезно, после чего его перевели в оркестр, где он год валял дурака. Впрочем, даже в армии Виктор Перевалов умудрился сняться в двух картинах. Одна из них – «Старая, старая сказка», где актер исполнил роль принца-трубочиста, любима детьми и сегодня.
После армии ситуация с Виктором Переваловым стала постепенно, незаметно меняться в худшую сторону. Да, он все еще регулярно снимался в кино, но роли становились все меньше и меньше. В сказке «Двенадцать месяцев» он промелькнул где-то на заднем плане в образе месяца Мая. Несколько раз Виктор появился в образах милиционеров: в фильме «Разрешите взлет!», детективе «Дела давно минувших дней», киноповести «Длинное, длинное дело», детской ленте «Пятерка за лето». Последнюю свою большую роль Виктор Перевалов сыграл в криминально-приключенческой ретро-драме «Трактир на Пятницкой» (снятой по одноименной книге Леонова). В этой истории из времен НЭПа, повествующей о разоблачении сотрудниками московского уголовного розыска опасной банды преступников-рецидивистов, нашедшей пристанище в трактире на Пятницкой, актер сыграл простоватого, на первый взгляд, паренька Панина. Вместе с ним в картине снялись популярные актеры: Геннадий Корольков, Тамара Семина, Константин Григорьев, Лев Прыгунов и Николай Еременко.
Перевалову было уже 30 лет, - такой немолодой человек с лицом ребенка. Под пацана еще проходил, а что-то серьезное уже не сыграешь. Он снялся еще в нескольких небольших ролях: Георгий Кузнецов в героической драме «И ты увидишь небо», красноармеец в историческо-биографическом фильме «Инженер Графтио». А затем, поняв, что его время прошло решил уйти из кино.
В начале 90-х, через десять лет после ухода из кино, Александр Кавалеров позвал Виктора Перевалова в картину Бориса Галкина «Игра», где каждому исполнителю отводилось по 2-3 роли, по 5 эпизодов. Перевалов сыграл министра, придурка и старуху. Может быть в другое время этот фильм и стал бы для Виктора отправным пунктом для возвращения в кино, но в те 90-е годы и известные мастера зачастую не находили для себя работы, что уж говорить о нем…
Жизнь вне кино
Да, Виктору Перевалову повезло, не учась актерству, не оканчивая ни ГИТИСа, ни каких- либо просто курсов он – немалую часть жизни прожил под фейерверком. Но Бог дал, и Бог взял. И, может, поэтому- то он как-то спокойно к этому отнесся. Он плюнул на искусство и ушел зарабатывать деньги. Грузчиком в магазине работал, крыши крыл, ремонтировал производственные помещения, что-то фасовал. Ни за что не держался, шел на любой заработок. Работал по ночам в бригаде – выпрямлял в метро рельсы, яблоки собирал на продажу в Воронежской области. Кстати, яблоками Перевалов заработал себе на машину.
Так и выживал, хотя хорошей жизнью это назвать нельзя. В то время у Перевалова было человек двадцать хорошо поднявшихся друзей, они давали бывшей кинозвезде заработать. Актер работал у них шофером: что-то отвозил, привозил.
Была у Виктора Перевалова опасность спиться, ведь прошла невиданная детская слава. Но и тут счастье! У Виктора Перевалова жена с жестким характером, она-то его и выдергивала из этих состояний. Потом, по-видимому, и «мозгов в голове» было больше, чем алкоголя.
«Граффити»
Тридцать лет полного забвения (если не считать «Игры» Бориса Галкина). И опять фортуна! В 2006 году режиссер Игорь Апасян вернул Виктора Перевалова в кино, увидев случайно того живым и даже передвигавшегося на своих ногах на улице в Питере. Не проходя проб, дав, правда, какое-то время чуть-чуть адаптироваться, в возрасте 57 лет, Виктора Перевалова снова сунули под камеру. И триумфальное возвращение в кино состоялось! В фильме Игоря Апасяна «Граффити», получившем один из главных призов на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, актер блестяще сыграл деревенского пьяницу, «бывшего человека» Кизю. Глаза, осанка, достоинство. Ничего не утрачено. А ведь мог когда-то и сам стать «бывшим».
Актер признается, что после этой картины вновь почувствовал вкус кино - так захотелось сниматься. Хотя, это самое «хочется» не проходило у Перевалова никогда. Он катался по Питеру, по которому проехать было невозможно, – везде снимали, тогда начинался сериальный бум, – тормозил, смотрел со стороны, внутренне обливаясь слезами, и ехал дальше…
Новая жизнь
Оглядываясь на жизнь, Виктор Порфирьевич Перевалов считает, что все в ней произошло правильно, и не хотелось бы что-то изменить. Пусть все остается по-прежнему. Ведь первая ее половина, связанная с кино, прошла как подарок свыше. А вторая? «Да черт с ней, со второй. Выжил и выжил. Спасибо и жене, не свалился в канаву», – рассуждает актер.
Актер женат один раз, жена никакого отношения к искусству не имеет, а покорила она Виктора тем, что не знала, что рядом с ней артист. А то ведь в переваловской подкорке всегда сидел червяк, что женщина знакомится не с ним, а с его экранным двойником.
Фильм «Граффити» стал для него вторым рождением. Его вновь приглашают сниматься. Вслед на этой картиной актер сыграл Старика в новогодней сказке «Сокровище», пациента психушки в сериале «Литейный, 4», одну из ролей в сериале «Смерш-2». А заниматься любимым делом – это ли не счастье?
Татьяна Новитченская
«Российская газета» | 21 июля 2010
Как оборвался праздник
Странная смерть актера Виктора Перевалова требует объяснений
Актеры - любимцы публики и великие труженики - уходят от нас по-разному. То, как ушел Виктор Перевалов, не укладывается в сознании.
Напоминать о его ролях, по идее, не нужно. Но - необходимо. Не нужно, потому что достаточно беглого взгляда на это лицо, вечно мальчишеское, с распахнутыми глазами и наивным вопрошающим взглядом, чтобы тут же назвать такие фильмы, как "Республика ШКИД", "Я вас любил", "Старая, старая сказка", "Марья-искусница"... Но напомнить необходимо: на многие годы актер исчез из поля зрения - либо снимался в крошечных проходных ролях, либо не снимался вовсе. Наше кино, переключившись на коммерческие проекты, более не нуждалось в очень многих мастерах, и Виктор Перевалов, один из самых любимых в стране актеров, оказался в числе забытых. Работал грузчиком в магазине, шоферил, рыл могилы на кладбище, собирал яблоки под Воронежем, был сторожем на автостоянке - зарабатывал на жизнь.
И вот о нем вспомнили в съемочной группе телесериала "Пусть не кончается любовь". Пригласили сниматься. Вызвали в Москву. Но в начале июля, в самый разгар экстремальной московской жары, не закончив съемки, он неожиданно вернулся в Петербург на "Сапсане", опухший и с синяком на лице. Как рассказывает вдова актера Ирина Борисовна, семье даже не сообщили о его выезде в Питер и о необходимости его встретить - просто усадили тяжелобольного человека в вагон. Поезд пришел в 9 часов вечера, и хотя квартира актера не так далеко от вокзала, у ее двери он появился только в 11 часов. Не смог переступить низкий порог, ухватился за косяк. Его подхватили, уложили.
- У него был хобл - хроническая обструктивная болезнь легких, - объясняет Ирина Борисовна. - Он очень плохо дышал, но не бросал курить. Особенно тяжело было по ночам - он не спал, мог встать и, натыкаясь на мебель, пойти за сигаретой. Но в таком состоянии, как в тот вечер, я его еще не видела - с синяком, с опухшими ногами, без сил. Мы вызвали "скорую", и врачи заподозрили, что на лице был "типичный синяк от удара правой рукой в левый глаз". Я в это не очень верю - он вполне мог упасть сам, с ним это стало случаться. Но и потом, уже после смерти Виктора, нас все равно приглашали дать объяснения по поводу этого "избиения".
По рассказам вдовы актера, врачи "скорой помощи" сделали кардиограмму - она была хорошая. Но Виктор Перевалов умер в реанимации 5 июля, как написано в заключении, от инфаркта. Похоронили популярного актера в Петербурге на кладбище "Памяти жертв 9 января". Попрощаться с ним никто из Союза кинематографистов не приехал, только прислали телеграмму соболезнования. Теперь вдова мечтает о двух вещах: достать денег на могильный памятник и узнать, что же произошло в последние дни жизни ее мужа, отца семейства, актера Виктора Перевалова.
Как все случилось? Актера пригласили сниматься в сериале Алексея и Валентины Пимановых, где в основе сценария - история обитателей Дома ветеранов кино. В официальном письме кинокомпании "Кумиры века" утверждалось, что это своего рода социальная акция в защиту незаслуженно забытых ветеранов кино. Перевалов в последние годы переживал ренессанс своего таланта - он снова стал востребован, получил приз фестиваля "Созвездие" на роль в фильме "Граффити", был награжден на фестивале в Киргизии и удостоен приза имени Сергея Бондарчука на международном смотре военно-патриотического фильма. Вдова актера с благодарностью вспоминает съемочную группу фильма "Простые люди", в котором он недавно снялся: была трудная экспедиция на Колыму, длинные изнуряющие перелеты, но пожилого актера окружили таким вниманием, так четко все было организовано, что работа превратилась для него в праздник.
Группа же фильма с обещающим названием "Пусть не кончается любовь" повела себя загадочно. Когда актер почувствовал себя плохо, когда возник этот синяк и опухли ноги, его отправили не в больницу, а в Петербург. И никто не поинтересовался, в каком состоянии он прибыл в Питер. Остальное вы знаете.
Ни строчки о смерти актера не появилось в печати - никто не удосужился сообщить о трагедии в СМИ. Хотя семья уверена, что в Гильдии киноактеров, как и в съемочной группе фильма, уже знали о случившемся. Слухи о необъяснимой трагедии просочились в блоги только в середине июля.
Из недавнего интервью актера: "Я даю своему сегодняшнему положению четкое определение: нищий. А как еще назовешь человека, который работает сторожем на стоянке и получает меньше трех тысяч в месяц, а в семье у него две женщины, и о них надо заботиться?"
Так печально закончился благой порыв авторов фильма "привлечь внимание к проблеме незаслуженно забытых, удивительных людей искусства", которые реально бедствуют. Теперь порывистые люди прячутся от прессы. Попытка позвонить директору по кастингу Светлане Кочетковой по мобильному была отброшена с порога: "Ой, это из газеты? Тогда вам не к Светлане Кочетковой надо обращаться, а к другим людям" - неведомая женщина поспешно брякнула трубку, не успев поинтересоваться, по какому поводу звонили из газеты, и забыв уточнить, к каким другим людям надо обращаться по неведомому ей поводу.
Это значит, повод был им очень даже ведом. И этого повода боялись.
То же самое подтвердила вдова актера Ирина Борисовна: "Они не выходят на связь. Они что-то утаивают".
Виктор Перевалов повторил судьбу, увы, многих недавних кумиров публики. Еще школьником его стали активно снимать - рассмотрели в смешном парнишке огромный актерский потенциал. Снимали так много, что ему стало некогда учиться. И в институт он уже не поступал - снимался. В "Сомбреро", в "Балтийском небе", в "Трактире на Пятницкой", в "Тамбу-Ламбу"... Его лицо теперь знала вся страна, и вся страна его полюбила. Прельстивший кинематографистов мальчишеский облик долго служил актеру добрую службу, а когда возраст все-таки доказал свою власть над человеком, ролей становилось все меньше, и они стали проходными, незаметными. В сорок лет Перевалов понял, что юность ушла, а профессии нет, что кино высосало все его ресурсы - и, по сути, выбросило. Кино еще раз доказало, что его интересует не талант, а типаж.
Теперь его посадили в поезд - и отправили домой. В вечность. Лишив возможности миллионы поклонников его таланта по-человечески с ним попрощаться.
Скажем теперь запоздалые добрые слова об ушедшем актере.
Геннадий Полока, кинорежиссер:
- Виктор Перевалов был человеком очень своеобразным и от природы одаренным - пластичный, любил танцевать современные танцы и прекрасно это делал. И у него явно был талант характерного артиста. До "Республики ШКИД" он играл типичных юных героев советских фильмов, а здесь ему надо было играть Шестерку - такого подхалима одного из уголовных авторитетов, который постепенно под влиянием событий превращается в человека. Это уже требовало серьезного актерского мастерства. И это мастерство он проявил - сумел перевоплотиться сначала в "недочеловека" - подавленного, суетливого, смешного. А потом, шаг за шагом, показать путь Шестерки к убежденной борьбе с остатками уголовного мира в этой "школьной республике". К сожалению, ему не удалось получить образования, но тем не менее за его плечами оказалась большая актерская жизнь. Невероятно жаль, что жизнь его оборвалась так рано и так ужасно.
Источник:Актеры советского и российского кино | Российская газета