Родилась 22 июля 1966, Рязань, СССР
Советская и российская актриса театра и кино
Детство
Ирина Розанова родилась 22 июля 1966 года в Рязани. Любовь к лицедейству - болезнь, от которой вылечиться невозможно, она унаследовала от родителей. Когда–то, получив предложение работать в московском театре, мама Ирины - актриса Зоя Белова, тем не менее, последовала на периферию за режиссёром, который, по её мнению, был очень похож на Станиславского. Там она встретила своего будущего мужа, тоже актёра, Юрия Розанова. Их дочь Ирина, можно сказать, выросла за кулисами.
С раннего детства Ирина Розанова всегда проявляла самостоятельность в своих решениях и поступках. В шесть лет Ира, выучив роль из спектакля "Дженни Герхард", пришла к директору театра и предложила сыграть Весту. Так Розанова - младшая впервые пробилась на сцену. Не понаслышке зная все теневые стороны профессии, родители пытались оградить дочь от актерства и пробовали направить интересы дочери в музыкальное русло.
Учеба
Однако чёрно-белые клавиши не стали её судьбой, мир не окрасился от звуков музыки всеми цветами радуги. А вот тяга к перевоплощению звала и манила, "диагноз" дал знать о себе: она сбежала из училища в Москву на экзамены в Театральный институт. Первая попытка не удалась и Ирина Розанова вернулась домой. Работала в Рязанском драматическом театре костюмером, гримёром, участвовала в массовках.
Со второго раза ГИТИС покорился – Ирину Розанову заметил и взял к себе на курс Оскар Яковлевич Ремез. Катин-Ярцев засомневался, а Ремез поверил. А каких режиссеров он привел на курс! Петра Наумовича Фоменко, постановщика знаменитого "Бориса Годунова", Каму Гинкаса, сделавшего на курсе "Блондинку", с которой вообще и связано актерское рождение Ирины Розановой. С этим спектаклем она и пришла в Маяковку.
Театр
Некоторое время актриса играла в театре Маяковского. Потом был театр-студия "Человек". Ее пригласил туда Сергей Женовач, тогда еще студент, в спектакль "Панночка". А после "Панночки" нужно было выбирать и она выбрала Женовача, потому что актриса не могла понять долгого, стоического ожидания в большом театре. Актрисе ближе компания, команда, работа и свой режиссер. Так потом они все вместе оказались в Театре на Малой Бронной - режиссер и его команда. Теперь это уже в прошлом.
Настоящим открытием для самой актрисы стал неповторимый спектакль "Король Лир". Как это было здорово! Оказалось, что это не грохочущее эпическое полотно, а очень тихая, семейная, щемящая история - сказка о глупом старике и его умной дочке… На этом спектакле актриса вдруг остро поняла, что она - русский человек.
Кино. Стремительное начало
Начало кинокарьеры Ирины Розановой пришлось на перестроечное и постперестроечное время. Она дебютировала ролью лимитчицы Люси в социальной мелодраме «Подружка моя» (1985) - первой, вполне зрелой и самостоятельной, режиссерской работе известного актера Александра Калягина. Вслед за этим Розанова снялась в главной роли Наташи в мелодраме Валерия Исакова «Алый камень», а также в картинах «Конец операции «Резидент» и «При открытых дверях».
Вполне удачной стала ее работа в комедии «Где находится нофелет?» (1987), где она сыграла Валентину – жену главного героя весельчака Генки (Александр Панкратов-Черный). Актриса появляется в кадре всего на несколько минут, но и за это короткое время успевает создать цельный, насыщенный образ женщины, уставшей от бесчисленных амурных похождений мужа. Кстати, именно этот образ, сильной, чуть грубоватой женщины, не раз использовался впоследствии Ириной Розановой.
Конец 80-х принес актрисе немало интересных ролей. В 1987 году она помимо «Нофелета» снялась в психологической драме Владимира Бортко «Единожды солгав…» в роли Тани – любовницы главного героя (Юрий Беляев), студентки, увлекающейся хиромантией и гороскопами. Запомнилась Ирина Розанова и по ролям: Маргариты в замечательной кинопритче Вадима Абдрашитова «Слуга» и Маруси в музыкальной трагикомедии Владимира Аленикова «Биндюжник и король».
В 1989 году Розанова снялась в дебютной комедии Анатолия Эйрамджана «За прекрасных дам!» (он, кстати, являлся автором сценария к фильму «Где находится Нофелет?»). В картине режиссер собрал замечательный ансамбль: Александр Панкратов-Черный, Александр Абдулов, Елена Цыплакова и др. Во многом именно благодаря им комедия получилась вполне неплохой и имела зрительский успех. Впоследствии Эйрамджан снимет еще пару хороший картин, но дальше вкус все больше и больше будет ему изменять.
Однако вернемся к Ирине Розановой. В том же 1989 году она снялась в знаменитой картине Петра Тодоровского «Интердевочка». Это сегодня темой проституции вряд ли кого-то можно удивить, а тогда кинематограф только начинал приоткрывать завесу этой стороны жизни. Первой ласточкой и была Тодоровская «Интердевочка».
Ирина Розанова создала сложный психологический образ. Ее героиня - вульгарная Сима Гулливер выглядела не олицетворением порока, а оступившейся ткачихой, которая в иных обстоятельствах могла бы поднять и производство и пятерых детей. А какой подбор актеров в этой мелодраме: Елена Яковлева и Анастасия Немоляева, Валерий Хромушкин и Всеволод Шиловский, Лариса Малеванная и Любовь Полищук. Все это вместе взятое заметно отличает тот фильм от современных «подделок».
«Облако-рай»
Ирина Розанова очень любит работать с интересными людьми. И ей везет на хороших режиссеров и замечательных партнеров-актеров. Или здесь дело не в везении, а в том, что таланты притягиваются друг к другу.
В 1990 году актриса снялась в картине, ставшей впоследствии культовой – трагикомедии Николая Досталя «Облако-рай» - проникновенной, правдиво-невероятной истории советского «лишнего человека». Истории – столь узнаваемой, до боли родной, наполняющей душу щемящей грустью.
В этом фильме Ирина Розанова в паре с Сергеем Баталовым создали бесподобный дуэт супругов – друзей главного героя Коли (Андрей Жигалов), волей случайно брошенной реплики вынужденного покинуть родной городок и раствориться в просторах нашей необъятной страны. В картине также снялась начинающая актриса Алла Клюка, а также уже именитые: Владимир Толоконников, Лев Борисов, Анна Овсянникова.
Впоследствии, 15 лет спустя, Николай Досталь вновь собрал весь этот замечательный коллектив, чтобы создать продолжение. И новый фильм «Коля-перекати поле» получился ни чуть не хуже, став логическим завершением той удивительной истории.
Новая встреча с Тодоровским
В 1992 году Петр Тодоровский, у которого Ирина Розанова уже снималась в «Интердевочке», вновь пригласил актрису в свою новую картину. В его ретро-драме «Анкор, еще анкор!», рассказывающей о жизни и нравах военного городка, где все на виду: семейные дрязги, любовь, смерть, измены, человеческая подлость и трусость, актриса сыграла главную роль медсестры Любы. И вновь потрясающее окружение: Валентин Гафт, Евгений Миронов, Елена Яковлева, Сергей Никоненко, Владимир Ильин, Андрей Ильин, Лариса Малеванная, Александр Пашутин – партнеры, о которых можно только мечтать!
Работа актрисы в этой картине была высоко оценена специалистами - приз «За лучшее исполнение главной женской роли» на кинофестивале «Созвездие-92» и приз «Золотой Овен-92».
«На тебя уповаю»
В том же 1992 году Розанова снялась в картине своей давней знакомой Елены Цыплаковой – психологической драме «На тебя уповаю». Картина, рассказывающая о судьбе несчастной молодой женщины (Евгения Добровольская), по наказу батюшки идущей работать в Детский дом, была режиссерским дебютом Цыплаковой. Дебют получился не очень удачным, что неудивительно, - «поднять» столь сложную тему не всегда под силу и опытным режиссерам.
А вот Ирина Розанова свою роль отработала просто потрясающе. Ей довелось csграть воспитательницу детского дома – женщину жестокую, бессердечную. Когда мама актрисы прочитала сценарий, то в первый раз в жизни посоветовала Ирине: «Не играй. Я боюсь, потому что это страшная негодяйка какая-то…». Но Розанова все же взялась за роль.
Она вспоминает: «Там мальчик Паша, которого я бью лопаткой, деревянной такой игрушечной по попке, это страшная сцена, ее играть было страшно. Потому что мальчик детдомовский. Как это делать непонятно. Там подложили большое количество тетрадок, такие, знаете, я начинаю бить, видно, что рука останавливается. Я ничего не могу с собой сделать. Я начинаю, еще один дубль, я понимаю, что я опять останавливаюсь, потому что ну мне страшно, я не могу. Он поворачивается и говорит, тетя Ира, бей. А мы с ним уже так общались, что называли тетя Ира, все, там же, знаете, актрисы и воспитательницы, все вместе. Знаете, мы так до конца и не сняли, так как хотелось бы, потому что это было бы видно. Но потом это озвучивали, потом мы озвучивали это жестче и резче, чтобы была иллюзия избиения. Страшно».
Фильмы удачные и не очень
90-е годы многих известных актеров оставили без работы. К счастью, Ирина Розанова этот период пережила, более-менее благополучно, хотя и приходилось, порой, сниматься в откровенно слабых лентах. Это и эксцентрическая комедия Валерия Ахадова «Личная жизнь королевы», где актриса сыграла дворничиху Нинку Королеву, вышедшую замуж за короля Ухотуго (Александр Панкратов-Черный) и уехавшую с ним в его тропическое королевство Затрахан. Это и комедия Анатолия Эйрамджана «Когда все свои», в которой Розанова сыграла уборщицу по вызову Риту, которую вызывает к себе «новый русский» и, нацелив на нее ружье, требует... любви.
К счастью, хороших картин, даже в те сложные годы, в жизни актрисы всегда было больше. В первую очередь – это трогательная, чуть наивная мелодрама «Дети понедельника». Ирина Розанова создала образ немолодой, одинокой женщины, которой сестра «подбрасывает» своего мужа (Игорь Скляр). Того самого, которого она когда-то любила. И былые чувства вспыхивают вновь… Картина была отмечена многочисленными призами, а сама Ирина Розанова на кинофестивале «Виват кино России!» в 1998 году получила приз «За лучшую женскую роль».
Стоит отметить и роль баронессы Натальи Алексеевны фон Деринг в сериале «Петербургские тайны» (1998) и его продолжении - «Развязка петербургских тайн», имевших огромный зрительский успех. А как замечательна актриса в сериале «Короли российского сыска» (1996). Это ее бабеха, только что совершившая злодейское убийство своей благодетельницы, говорит грудным голосом и с ленивой улыбкой старику-мужу: «А ты, дедушка, не женись на молодухах». И становится понятно, что дедушка тоже обречен…
Съемки с Абдуловым
Как уже отмечалось, актрису всегда окружали замечательные партнеры. Одним из таких был Александр Абдулов. Впервые вместе они снялись еще в комедии «За прекрасных дам!». В 1995 году судьба вновь свела их в эротической мелодраме режиссера Александра Буравского «Черная вуаль». Актеры сыграли сотрудников милиции, он - оперативник, этакий «новый русский» уральский миллионер Андрей Рокшин, а она его начальница Олимпиада Алексеевна. Спустя шесть лет – новые совместные работы – сериалы «Фаталисты» и «Ледниковый период».
После «Фаталистов» зрители чуть было не «поженили» актеров. На самом Розанову и Абдулова всегда связывали теплые дружеские отношения, но во что-то большее они никогда не переходили. Позже, уже после смерти Александра Гавриловича Ирина Розанова с грустью вспоминала: «У нас были замечательные отношения, он был отличный партнер. Сашка был мужественный, сильный, вовсе не типичный красавчик! В мужчинах ценю внутреннюю красоту. Чтоб чувствовалось, это - мужчина. А внешность не важна, с лица воды не пить, как говорится. А Абдулов был таким…»
Новый век – новые роли
Ирина Розанова всегда предпочитала усталость от работы, чем от отсутствия ее. Потому и снимается она много и плодотворно. Обладая мощной энергетикой, Ирина Розанова всегда создает на экране сильные характеры, при этом наделяя их яркой индивидуальностью.
Такова ее Марья Петровна, жена Александра Ахметьева, в драме «Дикарка». Ее героиня – глубоко несчастная женщина, страдающая от безразличия своего мужа, но ни на минуту не показывающая своей слабости. На фестивале литературы и кино в Гатчине Ирине Розановой за эту работу была присуждена премия «За лучшую женскую роль».
Запомнились, также ее работы в драме Андрея Прошкина «Спартак и Калашников» (Снежанна, владелица элитной гостиницы для собак) и в «Дневнике камикадзе» (мать Вадима).
Много Ирина Розанова в последнее время снимается в сериалах. Участие в них актриса воспринимает как неизбежную реальность: трудно отрицать, что сейчас они составляют большую часть отечественной кинопродукции. В одном из интервью она даже высказала предположение, что в них актёр имеет возможность раскрыться не менее успешно, чем в кино. Собственно говоря, она это и доказывает своими яркими работами, блестящими образами: Лукерья Яковлевна в «Саломее», следователь и писатель Томилина в «Каменской – 2», летчик-инструктор Валерия Астахова в «Русских амазонках», Катерина Вершинина в «Линиях судьбы», продавщица Клавдия в «Участке», Галина, жена Нурали Асланбекова в «Господах офицерах», Елена Анурова в «Любовнице»…
Личная жизнь
«Настоящий» мужчина для Ирины Розановой – порядочный. Это самое главное качество в мужчине, которое ценит актриса. Оно объединяет и дружбу, и уважение, и понимание. Кто-то считает, что браки заключаются на небесах, а, например, Мария Арбатова как-то сказала, что для счастья нужно самой расставлять сети. Тогда оно надежное и настоящее… Хотя, безусловно, человек принимает в этом участие, но счастливые браки - это выше человека.
А что самое ценное для Ирины Розановой в семье? «Когда после того, как проходит страстный пыл, остаются уважение, понимание. Они воспитываются людьми, которые соединяются. Часто не получается, ну что делать? У моих родителей судьба непростая, всякое в жизни было, но недавно они справили золотую свадьбу. В наше время это редкость. Хотелось бы так», – размышляет актриса.
У Ирины Розановой нет никаких секретных диет. Любимая еда – картошка. Она может ее есть в любом виде, ей она никогда не надоедает. А к деликатесам спокойна, так же как и к моде. Актриса не проводит в магазинах все свободное время. Делает чес только когда надо. У нее две племянницы и одежда не пропадает, есть кому носить. Предпочитает черный, белый, пастельный - гринписовские цвета. Не любит блестяще-сверкучее. Любимая одежда - брюки.
Для Ирины Розановой важна чистота и уют. Когда ездит с киноэкспедицией, берет обязательно с собой набор щеток и резиновые перчатки. Вооружившись всем этим, она делает из обычного гостиничного номера дом, где может прожить месяц, пока длятся съемки. Если вокруг есть поля и там растет пижма или цветочки какие-нибудь, все собирает и украшает свое жилье. Единственная мечта Ирины Розановой - квартира. Просторная и светлая, где много цветов - и в вазочках, и в горшочках.
Есть единственный процесс, который Розанова терпеть не может, - гладить. И для этого у нее есть помощница. А все остальное... Помыть пол руками - это же замечательное упражнение - худеешь моментально! Осенью родителям помогает копать картошку: килограммы сбрасываются, все подтягивается - красота! От общения с землей она получает большое удовольствие: что-то лишнее, то, что в городе накапливается, уходит.
Для актрисы прогулка по лесу намного приятнее, чем по городу. Например, грибы пособирать - за ними же наклоняться надо! Рыбалку обожает - может сидеть с удочкой часами. Иногда ее посещает мысль все бросить и поселиться в деревне, жить натуральным хозяйством. Может, она и осуществится поближе к пенсии. Там можно будет не смотреться в зеркало. Приезжаешь в деревню: встал, умылся и пошел. Чем проще, тем лучше - очень любит такое времяпрепровождение.
Мысли о вечном
Когда приходят мысли о вечном, Ирина Розанова всегда старается вспоминать, что есть одна секунда, которой нужно дорожить. Если мы о ней забываем, тогда становится плохо. Мы постоянно торопимся, у нас бешеный ритм, какое-то безумие. Надо иногда останавливаться.
Актриса - человек эмоциональный, бывают и обиды, которые ранят. Но она уже давно старается себя воспитывать, учится прощать и просить прощения, если сама кого-то обидела. Ей дискомфортно долго находиться в состоянии конфликта с кем-то.
Игорь BIN & Екатерина ТУР
Награды
Народная артистка России (2007)
Лауреат Приза «Звёзды завтрашнего дня» на одноимённом актёрском фестивале в Женеве (1991, за роль в фильме «Облако-Рай»)
Лауреат Приза «За лучшее исполнение главной женской роли» на кинофестивале «Созвездие-92» (1992, за роль в фильме «Анкор! Ещё анкор!»)
Лауреат Премии «Золотой овен» (1992, за роль в фильме «Анкор! Ещё анкор!»)
Лауреат Премии «Чайка» (1995)
Лауреат Приза за лучшую женскую роль КФ «Виват кино России!» (1998, за роль в фильме «Дети понедельника»)
Лауреат Приза «Гранатовый браслет» (2002)
Лауреат Премии «Ника» (2006)