Умерла первая девушка Кинг-Конга
"Я получила за роль в фильме 10 тысяч долларов (общий бюджет фильма был 680 тысяч долларов). Однако десятинедельная работа, как было предусмотрено в контракте, растянулась на десять месяцев", - пишет Фэй Рэй в автобиографии "С другой стороны".
К тому моменту, когда Фэй Рэй согласилась на главную роль в "Кинг-Конге", она была достаточно известной актрисой, на экран вышло уже одиннадцать картин с ее участием. Она дебютировала в 1923 году - еще в эпоху немого кино. Фильм "Свадебный марш" 1928 года Эриха фон Штрогейма, в котором она сыграла бедную венскую девушку, соблазненную и оставленную богатым и знатным любовником, сделал ее имя по-настоящему заметным, и Фэй Рэй стали приглашать на главные роли. Картины, в которых она принимала участие, были самыми разными по жанру - от вестернов и мелодрам ("Однажды воскресным днем") до фильмов ужасов ("Доктор Х."). Она снималась у Фрэнка Капра, Майкла Кертиса и Альфреда Хичкока. Ее партнерами были такие звезды Голливуда, как Рональд Колман, Гари Купер и Спенсер Трейси. Кинокарьера Фэй Рэй завершилась в 1942 году. Но в 1953 году, уже дважды побывав замужем (первым мужем был кинокомпозитор Монк Саундерс, а вторым - сценарист Роберт Рискин), Фэй Рэй вновь вернулась в кино. В 1979 году ее партнером в теледраме "Gideon's Trumpet" стал Генри Фонда.
Вряд ли можно сказать, что жизнь Фэй Рэй в кинематографе была неудачной или однообразной. И вполне вероятно, что роль безработной актрисы, в которую влюбляется гигантская горилла, была отнюдь не самой любимой ролью Фэй Рэй. По ее собственному признанию, она поначалу злилась, когда ее имя связывали исключительно с "Кинг-Конгом", но затем поняла, что фильм о любви большой обезьяны к хрупкой девушке - классика, и злиться перестала. "Кинг-Конг" отодвинул в тень все остальные работы актрисы, затмил собой другие фильмы, в которых она снялась. Оно и понятно. "Кинг-Конг" один из кинематографических мифов двадцатого века, перешагнувший в век двадцатый первый. Миф синтетический - что-то среднее между "Красавицей и чудовищем" и "Дюймовочкой", с одной стороны, и каким-нибудь "Парком юрского периода" - с другой. То есть, с одной стороны - любовь монстра к невинной девушке, а с другой - нашествие чудовищ на цивилизованный мир. Не случайно помимо гигантской обезьяны еще одним символом "Кинг-Конга" стал Empire State Building в Нью-Йорке. На верхушку именно этого здания обезьяна затаскивает Фэй Рэй в фильме. Когда в 1991 отмечался шестидесятилетний юбилей здания, Фэй Рэй была в числе приглашенных и говорила о своей любви к этому небоскребу: "Каждый раз, когда я приезжаю в Нью-Йорк, я с восхищением смотрю на Empire State Building, и мое сердце бьется сильнее. Я люблю это чувство".
Впрочем, если самому Кинг-Конгу, судя по всему, определена достаточно долгая жизнь в кинематографе, то реалии (и актеры, разумеется) вокруг него могут меняться. В киноверсии 1976 года место Empire State Building занял World Trade Center, а место Фэй Рэй - Джессика Ланг. Так что Питер Джексон (режиссер "Властелина колец"), который собирается выпустить нового "Кинг-Конга" в 2005 году, вынужден будет выбирать какое-то еще здание. Главную роль в его фильме сыграет Наоми Уотс. Кстати говоря, одну из ролей Джексон собирался предложить Фэй Рэй.
Андрей СИМАКОВ