3 мая 2010
© Георгий Монахов
Технология создания образа очень широко используется и в политике. Так, в период предвыборных кампаний создатели «имиджа» американских президентов активно используют результаты опроса общественного мнения. Они ориентируются на систему ожиданий, существующих в обществе на момент очередных выборов. Позднее уже по ней планируются и редактируются выступления президента по радио и телевидению. В Америке последних десятилетий просматривается явственное различие в официальных костюмах республиканцев и демократов. Республиканские деятели всегда одевались подчеркнуто консервативно, богато, элегантно. Помнится, на приеме в честь инаугурации Рейгана даже рухнула вешалка под тяжестью меховых манто республиканских дам. Напротив, в среде демократов приняты более функциональные, "популистские" вещи – вспомним скромный, простой стиль президента Картера, его домашние куртки и вязаные свитера.
В свое время перед британскими «конструкторами имиджа» также стояла поистине трудная задача – создать соответствующий облик премьер-министра Джона Мейджора. Главный консультант по имиджу в партии тори после долгого совещания с экспертами заявил, что прежде всего будущему премьеру необходимо кардинально изменить прическу, черепаховую оправу очков сменить на светло–серебряную, а стекла должны быть такими, чтобы через них хорошо просматривалось выражение глаз. Что касается костюма, то Мейджору был необходим двубортный пиджак, кремовая или бежевая рубашка, а также галстук смелой расцветки. Кроме того, новый премьер должен был незамедлительно заняться ораторским искусством.
Известно, что ливийский лидер Муамар Каддафи считается довольно экстравагантной личностью, а его манера одеваться часто становится мишенью для карикатуристов. Желая переломить общественное мнение, полковник Каддафи заключил годовой контракт с американской компанией, призванной улучшить его имидж за границей, что обойдется ливийскому лидеру в 1,2 миллиона долларов.
Бывает, правда, что за имидж приходится платить не только деньгами, но и должностью. Так, Евгений Марчук, внешность которого выгодно выделяется на фоне украинского «политического бомонда», был в свое время отправлен в отставку с должности премьер-министра с формулировкой: «За формирование собственного имиджа»… No comment.
Особую проблему всегда представлял стиль женщин-политиков. Наиболее известный вариант решения — "властный стиль" ("power look"). Чтобы подчеркнуть деловые и интеллектуальные качества женщины, имиджмейкеры советуют своим клиенткам носить ансамбли из пиджака и юбки серых или темно-синих тонов с освежающими блузками. Более "сильный" вариант властного стиля достигается за счет использования ярких тонов в костюме — красного (был любимым цветом Нэнси Рейган), интенсивно-синего, бордового, что помогает лидеру сразу выделяться среди окружения. Подражание вкусам президентской семьи периодически даже порождало новую моду. Дочка президента Теодора Рузвельта Алиса предпочитала голубой цвет, и вскоре по всей Америке стали продаваться голубые ткани под названием "Alice blue". Когда же появилась песенка "Голубое платье моей крошки Алисы", этот оттенок вошел в историю. Точно так же вслед за Жаклин Кеннеди женщины стали носить плоские шапочки-пилотки и делать стрижку а-ля Джеки. Жаль, что выдержанный и элегантный имидж Раисы Горбачевой не стал эталоном для наших женщин-политиков. Они предпочитают одеваться как маркитантки или героини японских комиксов.
Одна из модификаций "power look" была использована в имидже Маргарет Тэтчер. Ее консультанты из фирмы "Саачи энд Саачи" посоветовали ей придерживаться темных костюмов с подложенными плечами, и остальные элементы ее облика – прическа "шлем", скрепленная лаком, крупные бусы из жемчуга, квадратная сумка с короткими ручками – также создавали впечатление уверенной в себе женщины на вершине власти. Знаменательно, что именно такой образ импонировал большинству избирателей среднего класса, поскольку базировался на незаметной, но умелой корректировке традиционного вида работающей женщины.