Библиотека
  »   Словарь   »   Буква  В   »   Просмотр материала  / Вертеп /
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж
Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 1
Заглянувшие: 1
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Вертеп
Оцени заставку:
1911
    № 684     10 Июнь 2012, 15:54  
  10 марта 2010  
Вертеп — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII—XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.

Представление разыгрывается в специальном ящике – вертепе, изображающем пещеру (от церковно-славянского вертеп), в которой родился Спаситель. Традиционный вертепный ящик состоит из трех (иногда двух) этажей. Такая конструкция определяется трехчастным строением рождественской драмы и самого мира: рай – земля – ад. Верх предназначен для изображения Святого семейства и сцены поклонения волхвов и пастухов. Ангел возвещает здесь о рождении Спасителя. Нижний этаж изображает покои царя Ирода. Там разыгрываются сцены с Иродом, воинами, Рахилью, Смертью, приходящей за царем-злодеем.

Именно словом "ясли" (Криппе) немцы и называют то, что по-русски принято называть вертепом. На Руси же вертепом называли переносной кукольный театр, с которым перед Рождеством ходили по домам актеры. Этот обычай пришел из Европы, где на Рождество принято устанавливать в храмах ясли с фигурками младенца Христа, Богородицы, Иосефа и волхвов.

Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления яслей-вертепов. Первый, по преданию, создал в XIII веке Франциск Ассизский, чтобы показать своим прихожанам, в какой именно обстановке родился Христос. В католических храмах с XIII в. устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются кукольные сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок (из дерева, фарфора, раскрашенной глины, расписанных вручную изделий из папье-маше, железа, камня, гипса), выставленных перед кулисами, на которых изображается пейзаж или детальная "обстановка".


Традиционно вертеп устанавливается к 6 декабря, дню Святого Николая (Nikolaus). Ясли оставляют пустыми до Сочельника, в полночь туда кладут фигурку младенца Иисуса. Убирается вертеп 6 января, в день, когда Волхвы пришли поклониться Иисусу и принести ему дары - золото, ладан и мирру.


"Составные" вертепа происходят из апокрифических Евангелий. Например, образы вола и осла традиционно используются как символы евреев (которые «представлены» волом) и язычников («представленных» ослом). Обязательны фигуры Волхвов - Мельхиора (с золотом), Каспара (с ладаном) и Бальдазара (с миррой). Еще два символа в вертепе - Ангел, известивший о предстоящем Рождестве и путеводная звезда, приведшая Волхвов к младенцу Иисусу.

Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние вертепы - мини-макеты, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус (если действовать по католическим правилам, то и дома фигурку Младенца в рождественский вертеп помещают только в ночь Сочельника), рядом - Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Иногда изображаются сценки из народного быта (причём, разных эпох: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах, рынки, городские сцены и т.п.)

Самые роскошные вертепы, на мой взгляд, когда используются "натуральные" материалы, если одежда персонажей сшита из тканей, пещера - из камня, а в ней - деревянные ясли с соломенной подстилкой...

  ©    
Вертеп бытовал на огромных пространствах от Польши и Украины до Сибири. Играли его на святках от Рождества до Крещения, а в некоторых местностях до Сретения и даже до Великого поста. «Деревенские дети в бумажных высоких коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках – это "персидские цари”, пришедшие поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями, – это рождественский кукольный театр, или вертеп. Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула и представление начиналось. Дети пели тропарь праздника: "Рождество Твое, Христе Боже наш…” Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавеси, кукла, изображающая ангела, зажигала свечи у крошечной рампы. Церковные канты сменялись назидательными духовными стихами или народными колядками, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то в песню. Перед зрителями проходила история изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Спасителя и избиения вифлеемских младенцев, завершающаяся смертью Ирода» (Давидова М.Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре.


1925 г.

Прекративший свое существование к 20-м годам XX века, вертеп в 1980-х годах был реконструирован усилиями энтузиастов. Начиная с 1992 года, Союз театральных деятелей России устраивал в Москве ежегодный фестиваль «Рождественские семейные вечера», объединявший на одной площадке профессиональных исполнителей и любителей народного театра. Сейчас вертепный театр привлекает к себе все больше и больше внимания. Создана гильдия вертепщиков, содействующая распространению вертепных представлений. Вертепы играют на святках при храмах, на рождественских праздниках в школах, в семьях, в детских домах.

По мнению организатора фестиваля «Старый Новый год» А. Грефа, «семейные театры играют вертеп органичнее профессиональных. Вертеп строится и исполняется от полноты любви, от огромного желания приобщиться к рождественскому празднику, и в этом смысле играется не для "публики”, не для нейтральных зрителей, а для сопричастников. Можно сказать, что вертеп принципиально любительский театр. И именно поэтому если профессиональные постановщики попытаются отринуть "семейную” стилистику – спектакль не состоится. Вертепное действо – символическое, играется в "простом” ящике "простейшими” куклами, с легкостью прощает практически любые огрехи постановки. Но не прощает одного – неискренности, не позволяет подменить истинное волнение артистической техникой».

Однако фестивали вертепов говорят и о тревожном для знатоков и любителей фольклора размывании границ жанра. Вертепное действо все более превращается в свободный театрализованный рассказ о событиях Рождества. Множатся театры, конструирующие облегченные «ширмы» с нетрадиционными для вертепа способами анимации – с верхним или открытым управлением куклами. Существует даже теневой вертеп. Меняется пластика кукол: они становятся более подвижными и диалогичными. Вместе с этим вертепы теряют и свою особую выразительность.

Вертеп – это театр, выстроенный по своим законам, в нем нет ничего случайного. Форма здесь чрезвычайно значима, она является носителем особого духа. Представление идет при свете свечей в сопровождении живого пения и музыки. Вертепу свойственна особая техника кукловождения: куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу, как ручка, проводятся по щелям в полу сцены. Традиционный вертеп предполагает предельную скупость движения персонажей, отсутствие мимики и жеста. Обращаются куклы в зал, а не друг к другу. Зритель, таким образом, вовлекается в действие, становится его соучастником.

Вертепное представление опирается на древнейшие театральные приемы, подразумевающие минимум действия при огромной концентрации его напряженности. Рождение Спасителя, бегство в Египет, избиение младенцев, умерщвление злодея Ирода, раскрытые врата ада – все это изображается в вертепе самыми скупыми средствами. Драма основывается на каноническом сюжете, но о Рождестве лишь возвещается, действие происходит вокруг – волхвы, пастухи, царь Ирод, Рахиль. И зрители, и исполнители объединяются живой сопричастностью происходящему. Театр становится единым пространством – пространством радости.

Фестивали вертепных театров собирают большое количество не только знатоков, но и самой разной публики. Очевидно, что это искусство чрезвычайно востребовано. И тем более отрадно было видеть, что большинство участников и зрителей недавнего фестиваля вертепов – это дети. Их радостные, взволнованные лица, чистые и искренние голоса невольно приводили на ум строчки из стихотворения русского поэта Аполлона Коринфского:

И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа!.


(«Христославы»)

Наталья Загребина


  Источник:  Православие.Ru
  Буква  В   Словарь    
 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты