Библиотека
  »   История кино   »   Просмотр материала  / Холод и красота «Снежной Королевы» (Мультфильм, 1957) /
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж
Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 2
Заглянувшие: 2
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской
Холод и красота «Снежной Королевы» (Мультфильм, 1957)
Тема на сайте
Оцени заставку:
2481
    № 804     28 Июля 2014, 13:15  
  ©     chiroohta    
Холод и красота "Снежной Королевы"
Nov. 5th, 2013 at 7:47 PM

Еще одна порция случайных находок:) Когда готовила пост про наряды Белой Колдуньи из "Хроник Нарнии", наткнулась на эскизы художника Александра Винокурова, работавшего над созданием советского мультфильма «Снежная Королева» 1957 года. Оказывается в прошлом году в Москве проходила выставка "Холод и красота. Снежной королеве - 55", приуроченная к 55-летию создания мультфильма, для которой Музей кино предоставил уникальные эскизы Винокурова. Побродив немного в просторах интернета, мне удалось обнаружить еще кое-что о том, как создавался этот замечательный мультфильм. Если интересно - заглядываем под кат:)

Из статьи на сайте Союзмультдизайн:

За более чем полвека стало ясно, что этот фильм — настолько же взрослый, насколько и детский — и что художники разных стpан считают «Снежную королеву» отправной точкой для новых размышлений на уже хорошо известную тему. «СНЕЖНАЯ КОPОЛЕВА» была создана на студии «Союзмультфильм» в 1957 году, став первой полнометражной экранизацией сказки Ганса Христиана Андерсена. Авторам фильма удалось воплотить историю, ставшую любимым визуальным сюжетом для целого поколения и понятную представителям любой культуры.



Эскизы Александра Винокурова


Режиссером «Снежной королевы» стал один из основателей советской мультипликации Лев Атаманов — автор знаменитых фильмов-сказок «Аленький цветочек», «Золотая антилопа» и «Желтый аист». Анимационный мир «Снежной королевы» создал творческий тандем талантливейших художников Леонида Шварцмана и Александра Винокурова — будущих корифеев «Союзмультфильма».Известнейший советский драматург Николай Эpдман участвовал в создании сценаpия к мультфильму, Александр Винокуров соткал из красок невероятной красоты мир Снежной королевы, Леонид Шварцман придумал блистательные образы персонажей, Федор Хитрук работал на фильме аниматором.

Александр Винокуров, Лев Атаманов, Леонид Шварцман
во время работы над «Золотой антилопой». 1954 год.


А роль холодной и величественной властительницы фактически исполнила и озвучила народная артистка СССР Мария Бабанова — актриса уникального таланта, которая мало снималась в кино, посвятив себя театpу, однако озвучила огpомное количество мультфильмов (таких как «Сказка о цаpе Салтане», «Сказка о золотой pыбке») и pадиоспектаклей («Сеpая шейка», «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Маленький пpинц» и пp).


Помимо Бабановой в озвучании фильма участвовали знаменитейшие советские актеpы:
Сеpгей Маpтинсон (Воpон)
Янина Жеймо (Геpда),
Анна Комолова (Кай),
Алексей Консовский (Олень),
Иpина Муpзаева (Воpона),
и многие дpугие.

Сеpгей Маpтинсон Янина Жеймо Анна Комолова Алексей Консовский

Анимационный фильм, созданный такой командой, не мог не стать выдающимся: «Снежная коpолева» поражает зрителя именно невероятной правдивостью происходящего на экране, реальностью нарисованных героев. Впоследствии кинематографисты неоднократно пытались воссоздать мир «Снежной королевы» на экране, но ни одно из повторений не смогло достигнуть того успеха, который удалось завоевать мультипликаторам «Союзмультфильма».

«СНЕЖНАЯ КОPОЛЕВА» СЕЙЧАС — гордость «Союзмультфильма», фильм, любимый не только в Pоссии, но и за ее пределами. В пеpвые два года после создания «Снежная коpолева» получила важнейшие в анимационном миpе награды и пpемии — на фестивалях в Каннах, Венеции, Pиме, Лондоне, Москве. В США мультфильм десятки лет входил в рождественскую сетку главных телеканалов. Со временем популярность «Снежной королевы» не только не утихла, но и получила развитие: в 1998 году фильм был отреставрирован и переозвучен.


Эскизы Александра Винокурова


Помимо истории самого шедевра, существует история работ, связанных и вдохновленных мультфильмом и образом Снежной Королевы. Культовый аниматор Хаяо Миядзаки, автор таких мультипликационных шедевpов как «Унесенные призраками», «Ходячий замок» и «Мой сосед Тоторо» считает «Снежную королеву» Атаманова одной из наиболее повлиявших на него работ. Михаил Баpышников включает ее в сборник своих любимых мульфильмов «Stories from My Childhood», изданный в США.




Эскизы Александра Винокурова


В создании «Снежной Королевы плечом к плечу участвовали трое. Лев Атаманов, режиссер, и художники-постановщики, А. Винокуров и Л. Шварцман. Но т.к. персональная выставка Шварцмана, где были представлены и эскизы к «Снежной Королеве» уже прошла, и приближается 90-летний Винокуровский юбилей, устроители решили посвятить галерею эскизам А. Винокурова.

Но один персонаж объединяет сразу всех трех людей-легенд, работавших над мультфильмом. Этот герой – Оле-Лукойе, рассказчик истории про Кая и Герду. Образ Оле-Лукойе создал Л.Шварцман, а в фильме оживил легендарный Федор Савельевич Хитрук.

Федор Хитрук


Эскизы персонажа Оле-Лукойе, сделанные Федором Хитруком


«…Образ добродушного сказочника неуловимо напоминает черты режиссера Льва Атаманова. Так Атаманов, Шварцман и Хитрук соединились в гениальном образе Оле-Лукойе».

Режиссер мультфильма - Лев Атаманов и Оле-Лукойе из мультфильма


А вот выдержки из воспоминаний Леонида Шварцмана о работе над мультфильмом.

«Я и Александр Винокуров почти одновременно закончили художественный факультет ВГИКа. Я защитился в 1951 году, Александр Васильевич – в 1950. Но на «Союзмультфильм» я пришел первым. … После защиты диплома Лев Константинович Атаманов пригласил меня на фильм «Аленький цветочек», где я уже совместно с Винокуровым стал художником-постановщиком. …»

Леонид Шварцман


«Александр Винокуров – замечательный человек. Он – фронтовик, потерял глаз под Сталинградом. А ведь быть художником с одним глазом – это, в общем-то, самое настоящее испытание! Но он сумел как-то наладить свою работу, свой быт, будучи с повязкой на глазу. Я уже не говорю о том, что Винокуров был замечательным живописцем. По-моему, самым ярким, самым талантливым живописцем среди нас, художников Союзмультфильма. Саша был добрым, очень отзывчивым и очень хорошим другом. И я счастлив, что так много лет проработал с Александром Винокуровым и Львом Атамановым. Я вспоминаю эти годы, пожалуй, как наиболее яркие, наиболее счастливые в моей работе на Союзмультфильме. Потому что Атаманов был тоже человеком удивительной доброты и высочайшей эрудиции. … В общем, мы с Сашей практически десять лет проработали вместе».

Александр Винокуров


«Снежная Королева – это наиболее яркий, показательный фильм в нашей совместной работе. Естественно, в те времена (в 1955 году мы начали работу над фильмом, а закончили картину в 1957 году) даже помыслить о поездке за границу, в Данию, было полной фантастикой. И естественно, мы начинали работу над «Снежной королевой» со сбора того изобразительного материала, который был нам доступен.

Мы много времени провели в крупнейших библиотеках – Ленинской, Театральной, Исторической. Там мы просмотрели бесконечное количество книг, альбомов, иллюстраций и репродукций разных художников, которые могли бы нам помочь в создании антуража и духа этого, естественно, сугубо европейского фильма. Причем, по библиотекам мы ходили втроем, отбирая книги и обсуждая, что нам может пригодиться. Мы прямо там же рисовали, пытаясь что-то перенести на бумагу, хотя это и было довольно сложно.»


Эскиз Леонида Шварцмана


«Но главный сбор изобразительного материала прошел в Таллине. В те времена Эстония, Латвия и Литва были практически нашей собственной, пусть и советской, но Западной Европой, куда мы могли поехать, и где мы могли плодотворно поработать. В общем, мы провели примерно три недели в удивительно интересном старинном городке Тарту, Риге и, конечно же, Таллинне. Мы фотографировали, гуляли по городам, впитывали всю эту атмосферу Запада. Ведь та же Эстония и по духу, и по культуре, и по архитектуре очень близка и Дании, и Швеции. Особенно нас поразил Таллинн с его узкими улочками, лестницами и переходами. Нам все это очень помогло при создании изобразительного ряда «Снежной Королевы».»

Эскиз Леонида Шварцмана


«В Таллинне я стал работать над раскадровкой, которая легла в основу будущего фильма. Лев Константинович выражал свои пожелания по поводу буквально каждого плана, каждой части этой раскадровки, а я рисовал, уже конкретно намечая не просто сюжетные планы, но и даже персонажей будущего фильма (а нужно сказать, в фильме их задействовано очень много).
После Прибалтики, уже в Москве на «Союзмультфильме» мы стали работать над эскизами.
Кстати, на предыдущих фильмах (особенно на «Аленьком цветочке») у нас с Александром Винокуровым было, будем так говорить, разделение амплуа. Я занимался, в основном, персонажами и графическим воплощением. А эскизами планов, декораций и цветовой, колористической стороной фильма занимался Винокуров. Например, на «Цветочке» мною не было сделано ни одного эскиза. А вот в следующем фильме «Золотая антилопа» я уже, кроме персонажей, делал и часть эскизов».


Эскиз Леонида Шварцмана


«В «Снежной Королеве» наши с Винокуровым роли были уже более равномерно распределены. Например, некоторые персонажи разбойников были Винокуровские.»

Эскизы разбойников, сделанные Александром Винокуровым


«А вот образы Снежной Королевы, маленькой разбойницы, атаманши, Герды, Кая, Оле-Лукойе стали моими. Декорации и фоны тоже были распределены между нами: я занимался городскими видами (площади и улицы, домики Кая и Герды), а Винокуров создавал «волшебную» сторону фильма – дворец Снежной Королевы, её пролеты на санях, домик старушки-волшебницы. Так что «Снежная королева» нас полностью объединила. И очень многое в фильме было сделано и мной, и Александром Васильевичем Винокуровым. Такое настоящее творческое переплетение.»

Раскадровка мультфильма «Снежная королева»


«Конечно, самым сложным, но и самым интересным стал образ Снежной Королевы. Работа над созданием этого образа была очень трудоемкой и долгой.

Над образом Снежной Королевы я работал один. И в самой сказке Андерсена, и в сценарии был намеками начерчен образ загадочной прекрасной женщины. Очень холодной и очень рациональной. Это чувствовалось и у Андерсена, и в сценарии, написанным Львом Атамановым, Георгием Гребнером и Николаем Эрдманом. То есть женщина с холодным, ледяным характером. Ведь не зря она – Снежная Королева, которая жила в подобном себе ледяном дворце и в результате явилась виновницей того, что сердце Кая стало ледяным. И если раньше Кай и Герда были очень близки, то после того, как осколок зеркала попал в сердце мальчика, он тоже стал совсем другим, «ледяным» человеком. И вот все это мне хотелось выразить в образе Снежной Королевы – практически главного персонажа в фильме.»


Эскиз Леонида Шварцмана


«Мне хотелось представить её не только такой прекрасной женщиной, но и показать её сущность, сотканную изо льда. Поэтому Королева получилась как бы граненая, как будто вырезанная из глыбы льда. И вот это и стало моей, пожалуй, самой главной задачей. Мне хотелось передать сильную контрастность отдельных кусочков цвета, из которого лепился и создавался образ и ледяной колорит Снежной Королевы – от белого к глубоко-фиолетовому, через зеленоватые, голубые и синие тона.»

Леонид Аронович Шварцман, декабрь 2011.

Основные награды:

— XXII МКФ в Венеции, 1957 — Первая премия «Золотой лев Святого Марка» в категории анимационных фильмов;

— XI МКФ в Каннах, 1958 — Первая премия в категории анимационных фильмов;

— МКФ в Риме, 1958 — Первая премия;

— I Всесоюзный кинофестиваль в Москве, 1958 — Особый приз;

— III Британский МКФ в Лондоне (Фестиваль фестивалей), 1959 — Лучший фильм года.



    Работы автора сайта  
  Источник:  livejournal
 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты