Библиотека
  »   Это интересно   »   Просмотр материала  / Кто придумал самовар, валенки и матрешку /
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж
Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 1
Заглянувшие: 1
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской
Кто придумал самовар, валенки и матрешку
Оцени заставку:
786 1 | 5
    № 512     22 Ноября 2011, 22:18  
  22 ноября 2011  
  ©     28 сентября 2011 (0:05)
Недавно в предвыборном запале один из политиков заявил, что русский народ не в состоянии придумать ничего своего. Дескать, даже водка, гармонь и самовар - и те заимствованы! «АиФ» решили проверить это вызывающее утверждение.

Лапти



Если хотят унизить Россию, её обзывают лапотной. Тут уж ничего не поделать - честь этого изобретения принадлежит действительно нам. Но нам почему-то стыдно за свой народ, который придумал удобную и практичную обувь. Вот те же японцы гордятся своими варадзи - теми же лаптями, сплетёнными из рисовой соломы, сумев всем внушить, что в таких ходили крутые ниндзя.

Самовар



На столе у русского обязательно должен стоять самовар, который производит на иностранцев впечатление благоговейного ужаса. Они почтительно зовут его «русская чайная машина». На самом деле, как ни горько, приоритет в изобретении этого полезного устройства делят древние персы и китайцы. Правда, вот предназначался он не для чая.


Гармонь



Во всех отечественных справочниках написано, что гармонь, ставшая русским народным инструментом, имеет немецкое происхождение. Однако немцы всячески открещиваются от «этого варварства», спихивая всё на русских. На самом деле гармонь появилась у нас в Санкт-Петербурге в 1783 г., а изобрёл её брат-славянин - чех Франтишек Киршнек.

Косоворотка



Сказать, что косоворотка не является русской рубахой, значит, нажить себе смертельных врагов среди патриотов. Тем не менее воротник косого кроя со стойкой появляется у нас весьма поздно, примерно с XV или даже XVI столетия. Изобретение этого оригинального вида одежды приписывают татарам, но совершенно напрасно. Косой ворот - часть степной культуры вообще, безотносительно народности. Идеальное спасение от злых ветров - грудь не продует ни за что.

Балалайка



На балалайке, как известно, играет всё население нашей загадочной страны, включая медведей. И считается она упрощённой версией домры, которая, в свою очередь, якобы является типично восточным инструментом. На самом деле между русской домрой и европейской лютней можно смело ставить знак равенства. Ну а что касается применения балалайки, то первое же её упоминание от 1688 г. говорит о явных хулиганских делах: «Приведены в стрелецкий приказ Савка Фёдоров и Ивашка Дмитриев для того, что пели песни и в балалайку играли, и тем стрельцов у Яузских ворот бранили и ругали».

Валенки



Войлочные сапоги, которые чётко ассоциируются с русской зимушкой-зимой, придумали, скорее всего, скифские племена. Во всяком случае, за них стоит археология и Пазырыкский курган, где обнаружили первые валенки. Тем более что изначально на Руси валенками назывались вовсе не сапоги, а мужские головные уборы, колпаки, сделанные по той же технологии.

Матрёшка



Матрёшка - безусловный символ нашей страны. Правда, на Западе такую куклу называют babushka doll. Согласно распространённому мнению, идея создания разъёмной деревянной куклы была позаимствована у японцев. Якобы художник Сергей Малютин, по эскизам которого токарь Звёздочкин сделал первую русскую матрёшку, вдохновился фигуркой японского мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько куколок. Однако сами японцы уверяют, что подобную фигурку первым выточил русский монах, живший на острове Хонсю. Кстати, вставленные друг в друга пасхальные яйца делали у нас ещё в те времена, когда о Японии вообще ничего не было известно. Более того, есть предположение, что такие разборные куколки - пережиток славянского язычества и изображают они предков, родоначальников семьи. Так что вполне себе выходит babushka.

Картошка



«Картошку прислал из Голландии Пётр Великий» - самая расхожая версия появления корнеплода в наших краях. Однако есть версия, что ещё лет за сто до того «земляное яблоко» знали на Севере Руси, куда его завезли англичане. Последующие события это косвенно подтверждают - в Москве и округе, куда Пётр прислал картошку, её возделывали из-под палки. А вот на Новгородчине никаких проблем не было.

Водка



Водку на Руси знали задолго до появления у нас перегонных кубов, которые пришли из Италии только в конце XV века. Этим словом назывались травяные настойки на крепком алкоголе. Но откуда брался сам крепкий алкоголь, если аппарат для дистилляции ещё не появился? Пытливый русский ум придумал более длительный, но не менее верный способ делать матёрый напиток. Сравнительно слабую брагу или выдержанную медовуху вымораживали. Вода и сивушные масла замерзали первыми, ледышку выбрасывали, а остаток запросто достигал 30 градусов крепости.


Винегрет



Когда историки в документе XII века обнаружили фамилию Велосипедов, многим показалось, что у учёных поехала крыша. На самом деле выяснилось, что дюже умный монах перевёл свое прозвание Быстроногов на греческий. Примерно то же самое произошло и с винегретом. Старинное блюдо русской кухни, «холодное крошево» из варёных и солёных овощей, стало винегретом из любви к иностранной красивости, по французскому названию уксуса - vinaigre. Благо, что во всём остальном мире эта закуска носит гордое имя «русский салат».

Автор: Константин Кудряшов

  ©  РУССКИЕ НАПЕРСТКИ
Кто придумал матрешку

Как возникают легенды? Не на пустом месте, конечно. Какая-то отправная точка всегда имеется, но... Тут неточность, там поправка. И украшательство — куда ж без него? Так искажается истина у всех на глазах, а стоустая молва разносит небылицу по белу свету. И вот она уже обряжена в парадные одежды, и будь ты хоть трижды свидетелем — не посмеешь оспорить укоренившееся мнение. Случается и по-другому. В череде дней и забот трудно заметить незначительные, казалось бы, факты, такие будничные и несерьезные. А по прошествии лет (большое видится на расстоянии), воспоминания людей пересекаются так причудливо и странно (а то и не пересекаются вовсе), что определить кто прав, а кто не очень, уже не представляется возможным.

На первый взгляд все в истории матрешки вроде бы просто и ясно. Появилась в конце 19 века, придумал ее художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской "Детское воспитание" Мамонтова, прообразом послужил японский мудрец Фукурума. Но не обольщайтесь, любители русского народного творчества, любой из вышеприведенных фактов можно оспорить. Вы удивлены? Мне это тоже кажется странным, ведь времени прошло не так уж и много.

Но начнем по порядку. Возникновение. Точной даты не знает никто, иногда появление матрешки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам пишет о том, что матрешка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрешка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на ее изготовление.

Теперь о художнике Малютине. Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрешки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрешки себе, совершенно не упоминая Малютина. О токаре Звездочкине: вот, пожалуй, единственный неоспоримый персонаж, принявший участие в этой запутанной истории. Неоспоримый, говорите? Э, нет, недавно в одном солидном журнале с удивлением прочла о токаре Звездочетове (!), будто бы выточившем матрешку. Но будем воспринимать это как курьез. Теперь мастерская "Детское воспитание". Иногда ее называют магазином, принадлежащим М.А. Мамонтовой или А.И. Мамонтову, или С.И.Мамонтову. Ну, и, наконец, Фукурума. Звездочкин о нем не упоминает, а лишь рассказывает о том, что увидел однажды в журнале "подходящую чурку". Откуда тогда взялся деревянный раскладной божок Фукурума, якобы привезенный то ли из Японии, то ли из Парижа неизвестно кем (вариантов масса)? Да, не так проста наша милая матрешка, она, как настоящая прекрасная дама, полна загадок. Давайте же, попробуем их разгадать.

Матрешка родилась в мастерской-магазине "Детское воспитание", принадлежавшей супругам М.А. и А.И. Мамонтовым. Анатолий Иванович, брат известного мецената С.И. Мамонтова, принимал непосредственное участие в ее создании: он требовал у мастеров все новые и новые образцы игрушек. Основным занятием А.И. Мамонтова была книгоиздательская деятельность, магазин "Детское воспитание" первоначально был книжным, видимо, только позднее при нем была открыта мастерская, в которой изготавливались игрушки.

Вот как описывает возникновение матрешки токарь Звездочкин: "...В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрешку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И.Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера." Из материалов автобиографии В.П.Звездочкина, написанной в 1949 году (отрывок из которой процитирован выше), известно, что Звездочкин поступил в мастерскую "Детское воспитание" в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит матрешка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность все-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрешки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки.

Интересные факты удалось собрать Е.Н.Шульгиной, которая 1947 году заинтересовалась историей создания матрешки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале "подходящую чурку" и по ее образцу выточил фигурку, которая имела "смехотворный вид, напоминала как будто монашенку" и была "глухая" (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил ее иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на нее заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.

Наверное нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В.Малютина в создании матрешки. По воспоминаниям В.П.Звездочкина получается, что форму матрешки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрешка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И.Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера.

Откуда появилось название "матрешка"? Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских имен довольно много, почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название (как знаменитый Оскар, похожий на чьего-то дядюшку Оскара). Вряд ли когда-то удастся выяснить истину. Кстати, имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает "знатная женщина", по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матреша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, "марфушка"? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется "агашка". Хотя согласимся, что "матрешка" название очень удачное, кукла действительно стала "знатной".

Первая русская матрешка "Девочка с петухом". Худ. Малютин С.В.. Токарь Звездочкин В.П.
Мастерская-магазин "Детское воспитание" 1899-1900гг., Москва

По количеству матрешек в одном комплекте тоже нет согласия. Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрешки: трех- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрешка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке черного петуха. За ней следуют три сестренки, братишка, еще две сестренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят еще, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.

Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д.Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрешка "заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные "кокеши" в принципе своего построения на матрешку не похожи."

Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? По-видимому, этот святой один из семи богов удачи, бог учености и мудрости Фукурокудзю. Его голова имеет необычную форму: лоб чрезмерно высокий, как и положено человеку недюжинного ума, в руках он держит посох и свиток. По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П.Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму — фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъемные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!

Ирина Сотникова
  Источник:  Аргументы и факты | РУССКИЕ НАПЁРСТКИ
 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты