День рождения португальской корриды
©
14.08.09
Каждый год 14 августа в Абиуле проходит праздник, посвященный рождению португальской корриды, главным событием которого является сама коррида в старинных национальных традициях. Кстати, португальская коррида - наименее кровавая, быков после нее не отправляют на бойню, а возвращают обратно в загон.
Коррида начинается с того, что кабальеро начинает бой верхом на лошади, а пешие бойцы фуркадуш вступают в поединок, когда бык уже ранен фарпой кабальеро - пикой с острым крючком на конце. В корриде участвуют трех-, четырехлетние быки, на рога которым надевают
специальные кожаные чехлы для смягчения ударов.
День рождения португальской корриды
Ежегодно 14 августа в Абиуле (Abiul) проходит праздник рождения португальской корриды, главное событие которого — сама коррида в старинных национальных традициях.
Коррида — это не просто соревнование, а удивительное сочетание спорта и искусства, зрелища и мастерства, шоу и священнодействия с участием отчаянных смельчаков.
Кабальеро начинает бой, выезжая на лошади, а фуркадуш — пешие бойцы, вступают в поединок, когда бык уже ранен фарпой — пикой с острым крючком на конце длиной в два сантиметра, который втыкается в подкожную жировую сумку на холке быка и там застревает. По болезненности это сравнимо с уколом иголкой для человека. В прошлые века наездники были аристократами, а фуркадуш — простолюдинами. С тех пор сохранилось различие в их экипировке: костюмы «пехотинцев» значительно скромнее.
Испокон века в стране существуют четкие возрастные границы для участников корриды. Младшая категория — «инфантиш», то есть «младенцы». В нее входят мальчики от 10 до 14 лет, которые сражаются не со взрослыми быками, а с юными бычками. Подростковая группа «ювенайлз» включает подростков 14-18 лет. Основная возрастная группа — мужчины от 18 до 35 лет, хотя верхняя граница условна и часто превышается теми, кто выходит на арену и в свои 40, и в свои 45.
В корриде участвуют трех-четырехлетние быки с весом пятьсот-шестьсот килограммов. По сравнению со всеми прочими корридами португальская — наименее кровавая. Быков, вопреки расхожему мнению, по окончании корриды на бойню не отправляют, а возвращают в загоны. На их рога и перед тренировкой, и перед боем одевают специальные кожаные чехлы для смягчения ударов. Они спасут фуркадуша, если он допустит хотя бы одну оплошность. От бойца требуется не только смелость, но и безупречное зрение, быстрая координация движений и хладнокровие.
Трибуны вокруг арены всегда переполнены — коррида феноменально популярна у народа, особенно у девушек. Они весьма часто предпочитают прочим развлечениям визит на тренировку фуркадуш. А быть подругой фуркадуш — заветная мечта каждой юной португалки.
©
Коррида
Характер и спанца раскрывается в корриде. Поэтому, наверное, поняв смысл и великолепие этого зрелища, можно понять и оценить душу настоящего испанца. Недаром коррида является одним из ярких символов страны. О корриде, удивительном явлении испанской культуры, говорят и спорят уже несколько веков. Одни являются ее горячими поклонниками, знают и ценят эстетику корриды, другие категорически отвергают право корриды на существование, видя в ней лишь кровавую бойню. Но несмотря ни на что, она остается неотъемлемой частью жизни и культуры Испании. Слово "corrida" в переводе с испанского - “беготня”. Называют ее и "тавромахией", это слово греческого происхождения, обозначающее "бычий бой".
История корриды, скорее всего восходит к началу новой эры, к иберам населявшим Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным (сохранились наскальные изображения быков, которым несколько тысяч лет). Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным и совершалось только жрецами. К VIII веку, перед вторжением арабов, битвы с быком уже были излюбленной народной забавой. А к концу XV века, то есть времени завершения реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. Те, кто еще недавно бились с маврами и готовились встретить смерть на поле брани, снова могли испытать себя на арене.
В середине XVI века папа Пий V издал эдикт, запрещавший корриду под страхом отлучения от церкви. Но испанский король Филипп II, хотя и был известен своим суровым отношением ко всяким зрелищам, добился у папской курии отмены эдикта. Он полагал, что именно это зрелище закаляет мужество – одно из главных черт настоящего испанца.
В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события, в том числе особо важные аутодафе, а в дни коронационных торжеств короли выходили приветствовать народ. Коррида в этот период эстетизируется и становится фактом культуры. В драматургии веков, в том числе у Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, часто фигурирует раненный герой или герой, только что победивший быка.
Первые профессиональные тореро, как пешие, так и конные, появляются в XVII веке. И это знаменательная веха в истории корриды. Благородные кабальеро не могли снизойти до ремесленничества, профессионализм был уделом простонародья.
В 1700 году на испанский трон взошел первый Бурбон – Филипп V, внук Людовика XIV прибыл из Франции, страны другой культуры и, как он был уверен, страны более просвещенной. Ему, чужаку, бой быков казался дикостью, поэтому коррида была запрещена. Запрет действовал вплоть до смерти монарха, а в 40-х годах XVIII столетия прерванная традиция возродилась. Но это была уже другая коррида – с пешим тореадором-профессионалом, похожая на современную. Начал формироваться строгий канон. Смертельная схватка превращается в подобие трагического балета со своей “божественной”, как ее позже определил Лорка, геометрией и обязательными фигурами. Знатоки оценивали мастерство тореро и по изяществу исполнения таких фигур, и по степени их рискованности. Пропусти матадор быка под мулетой чуть дальше от себя, чем принято, – он трус, чуть ближе – покойник.
Просветительский пафос XVIII столетия оказывает влияние и на следующие века, когда свято верили в благо прогресса и цивилизации. Большинство писателей конца прошлого и начала нынешнего века – против корриды. Но в XX веке, проходившем под знаком массового уничтожения невинных людей, для оптимизма осталось мало оснований. Многие художники увидели в корриде модель трагического существования человека на волосок от гибели, сублимацию неизжитой тяги к насилию и жажды смертоубийственной схватки. В литературе, театре и кинематографе второй половины XX века коррида снова занимает важное место.
День памяти защитников Абхазии