В 1698 году Петр I начал собственноручно стричь бороды боярам, которые не хотели жить на новый лад. Поскольку в Голландии будущий император намастырился лишь мастерски дергать зубы, а цирюльное искусство не изучал, то получалось как надо. То есть предельно карикатурно, с порезами и защипами. Но зато, конечно, бесплатно.
Ровно через 299 лет, в 1997 году, на стрелке Москвы-реки также для острастки инакомыслящих, воздвигли огромный памятник Петру Алексеичу работы Зураба Церетели.
История создания памятника Петру Великому - " Памятника в ознаменование 300-летия Российского флота", как он официально назывался в Постановлении Правительства Москвы (от 27 июня 1995 года), - полна, как никогда в России, великой борьбы и драматизма.
Зураб Церетели, приступая к работе над монументом, прежде всего должен был представить себе контекст: традицию четырех великолепных памятников Петру в Санкт-Петербурге и градостроительную среду Москвы-1995, в которой со времен подготовки к Олимпийским играм-1980 он непрерывно работал и хорошо знал ее проблемы. Место для установки памятника - исполинского монумента - они с главным тогда архитектором Москвы Вавакиным нашли быстро и точно: в центре Москвы всепобеждающий Петр -флотоводец мог стоять в единственном только месте - на стрелке противокремлевского острова Москвы-реки и Обводного канала.
|
|
Монумент Петру I, основателю Российского флота, представляет собой уникальный в инженерно-техническом решении объект. Несущий каркас 98-метрового монумента - это металлоконструкция из нержавеющей стали, на которую накладывались собранные в укрупненном масштабе бронзовые детали облицовки. Нижняя треть всей конструкции собиралась отдельно и устанавливалась на железобетонное основание-фундамент. Также отдельно собиралась фигура Петра, конструкция и облицовка корабля и затем устанавливались в готовом виде на пьедестале.
Подвесные ванты корабля выполнены из нержавеющей стали и представляют открытую пространственную конструкцию. Сплетенная из нескольких тросов а скрепленных между собой такая конструкция исключают подвижность, т.е. качание вант. Пластическая облицовка рострального постамента, корабля и фигуры выполнена из высококачественной бронзы, первичной обработки. Бронзовая поверхность пьедестала обработана пескоструйкой, покрыта патиной, а сверху - воском, защищающим ее от негативных атмосферных влияний.
Очищенную поверхность фигуры от тонального изменения цвета бронзы и от неблагоприятного воздействия среды на химические процессы о материале предохраняет лаки. Свиток в руке Петра I - позолочен. Паруса сделаны в технике выколотки из меди, внутри которых для уменьшения веса применена пространственная металлическая конструкция, С целью предотвращения коррозии, все скрепляющие элементы сделаны из нержавеющей стали. Для установки флагов использовались шарикоподшипники, поэтому ветровые нагрузки на них мизерные. Внутри монумента смонтирована лестница, необходимая для осмотра и обследования состояния конструкции.
В основании площадки - искусственного острова вмонтированы фонтаны, создающие впечатление, рассекающего воду корабля.
Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в семье грузинского интеллигента, сохранявшей старинные традиции. Его отец Константин Георгиевич известен в Грузии как инженер-строитель. Заметное влияние на Церетели оказал брат его матери, Тамары Нижарадзе, живописец Георгий Нижарадзе, в доме которого постоянно бывали крупнейшие деятели культуры, которые и стали первыми учителями будущего скульптора. |
|
В 1958 году Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии.
С конца 1960-х годов он начал активно работать в области монументального искусства. Например, для Пицунды Церетели разработал концепцию городского ансамбля, основанную на взаимодействии многих десятков разнообразных художественных элементов как внутри зданий, так и снаружи, в парках и у моря.
Помимо России, его скульптурные произведения находятся в Бразилии, Великобритании, Испании, США, Франции, Японии и Литве.
Наиболее известные московские работы - памятник Петру I, оформление Манежной площади и монумент "Дружба навеки" в честь двухсотлетия присоединения Грузии к России на Тишинской площади.
В 1997 году Церетели возглавил Российскую академию художеств. Под его руководством были осуществлены все художественные работы в восстановленном Храме Христа Спасителя, что объединило многих специалистов и стало одним из наиболее значимых проектов Академии в последние годы.
В 1999 году по его инициативе был открыт Московский музей современного искусства, в 2008 - Российский государственный музей современного искусства.
Церетели - обладатель множества званий, среди которых - Народный художник Грузинской ССР, Народный художник СССР и Народный художник России. Кроме того, он является лауреатом Ленинской премии, дважды лауреатом Государственной премий СССР, лауреатом премии Пикассо и лауреатом Государственной премии России.
1940 В «Пионерской правде» начали печатать повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».