3 августа 1778 В Милане открылось здание оперы «Ла Скала» постановкой оперы Антонио Сальери «Признанная Европа», построенное архитектором Джузеппе Пьермарини на месте старой церкви Санта Мария делла Скала.
La Scala, полное название - Teatro alla Scala, оперный театр в Милане, один из крупнейших центров мировой оперной культуры. Здание построено в 1776-78 (архитектор Дж. Пьермарини) на месте церкви "Санта Мария делла Скалла", откуда театр получил своё название. Во время 2-й мировой войны 1939-45 здание было разрушено. Восстановлено инженером Л. Секки и вновь открыто в 1946. До 1800 на сцене " С." ставились также драматические спектакли, но оперные сезоны ("карнавальные", "осенние", "весенние" и "летние") сразу же стали регулярными.
Оперное творчество итальянских композиторов со дня основания "Ла Скала" составляет основу репертуара. Здесь состоялись премьеры опер П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керубини, С. Майра и др. Начиная с 1812 история театра тесно связана с творчеством крупнейших композиторов Италии - Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, многие произведения которых были поставлены здесь впервые, в том числе "Пробный камень" (1812), "Сорока-воровка" (1817) Россини, "Норма" Беллини (1831), "Лукреция Борджа" Доницетти (1833), "Навуходоносор" (1842), "Отелло" (1887), "Фальстаф" (1893) Верди, "Мадам Баттерфляй" (1904), "Турандот" (1926) Пуччини и мн. др. "Ла Скала" также ставит сочинения зарубежных композиторов - оперы Ш. Гуно, Р. Вагнера, Р. Штрауса, К. Дебюсси, М. де Фальи, Л. Яначека, Ф. Пуленка и др.; оперы русских и советских композиторов, в том числе П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Д. Д. Шостаковича. На сцене "Ла Скала" пели выдающиеся певцы Италии и зарубежные артисты. Среди них - Дж. Б. Рубини, Дж. Паста, М. Малибран, А. Патти, Ф. Таманьо, М. Баттистини, Х. Даркле, Э. Карузо, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Т. Руффо, Т. Скипа, Б. Джильн, Т. Даль Монте, М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди, Б. Христов, Дж. Сатерленд, Б. Нильсон и мн. др. В "Ла Скала" работали крупнейшие итальянские и иностранные дирижёры. В 1898-1903 и 1921-29 главным дирижёром был А. Тосканини, с деятельностью которого связан наивысший расцвет театра.
Среди значительных постановок 60 - начала 70-х гг. - "Богема" Пуччини (1963), "Кольцо нибелунга" Вагнера (1963), "Макбет" Верди (1964), "Ховашцина" (1967 и 1971) и "Борис Годунов" (1967) Мусоргского, "Осада Коринфа" Россини (1969, впервые в 20 в.) и многие др. В "Ла Скала" проходят стажировку молодые советские певцы (с 60-х гг.). В 1955 открыт филиал "Ла Скала", т. н. "Пиккола Ла Скала", где ставятся преимущественно произведения композиторов 17-18 вв., а также современные камерные оперы. В 1964 оперная труппа "Ла Скала" гастролировала в СССР.
Фрагмент из книги "Сто великих опер и их сюжеты" Генри У. Саймона в переводе А. Майкапара
В истории оперы нет другого оперного театра, столь же почитаемого, столь же часто копируемого, столь же часто упоминаемого в качестве эталона для сравнения, как "Ла Скала". Но "Ла Скала" - это отнюдь не только красивое место для оперных постановок, это самый символ оперы - итальянской оперы. Потому открытие в 1946 году восстановленного театра, который был разрушен во время бомбёжки в 1943 году, было, быть может, самым впечатляющим знаком преодоления последствий катастрофы второй мировой войны.
История "Ла Скалы" восходит к 1776 году, когда по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини началось строительство нового театра на месте церкви Санта-Мария делла Скала (откуда театр получил своё название). Закончилось это строительство в 1778 году. Для открытия нового театра, которое состоялось 3 августа 1778 года Антонио Сальери специально сочинил оперу "Узнанная Европа" (прежде предложение было сделано Глюку, но тот отказался).
До конца XVIII века на сцене "Ла Скалы" ставились также драматические спектакли, и только в начале XIX века театр стал исключительно оперным. В 1812 году на его сцене прошла премьера оперы Дж. Россини "Пробный камень", положившая начало россиниевскому периоду истории театра. С 30-х годов XIX века история "Ла Скалы" связана с творчеством Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди. Во второй половине XIX века путь на сцену "Ла Скалы" находят оперные шедевры иностранных композиторов. Здесь впервые в Италии были поставлены "Фауст" Гуно, "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Зигфрид", "Парсифаль" Вагнера, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П. Чайковского, "Борис Годунов" и "Хованщина" М. Мусоргского.
Концертный сезон в "Ла Скала" длится с декабря по июнь (осенью на его сцене проводятся симфонические концерты). Особой торжественностью отличается открытие сезона. Это всегда 7 декабря - день Св. Амвросия, святого покровителя Милана.
Десятки книг написаны о миланской публике и происшедших на спектаклях событиях и случаях - порой комичных, а порой драматичных - за более чем двухсотлетнюю историю театра. Сколько звёзд вспыхнуло на его сцене! Сколько сокрушительных провалов она знала... Миланская публика - это совершенно особый разговор. Она может восторженно превознести, но может и безжалостно растоптать. И это невзирая на имена. В 1904 году, например, "Мадам Баттерфляй" Пуччини на премьере в "Ла Скале" получила такой плохой приём, что была исключена из репертуара театра более чем на двадцать лет и вновь дана лишь в 1925 году. Волнующая история рассказывается об исполнении "Турандот" - оперы, которую Пуччини не успел закончить. После смерти композитора её дописал, как известно, Франко Альфано. Премьерой в "Ла Скале" дирижировал Артуро Тосканини. Дойдя до того момента, где прерывается запись Пуччини, Тосканини положил свою палочку, повернулся к публике и сказал: "Здесь опера кончилась. Маэстро умер", после чего покинул дирижёрский пульт.
А. Майкапар
1922 Радио Нью-Йорка применило первый в мире звуковой радиоэффект: двумя кусками дерева было изображено хлопанье дверью.
1935 В школах Украины введён предмет «физкультура».
1959 В Москве открылся первый Международный кинофестиваль.
2002 Румынским ведьмам запрещено выступать по телевидению. Таково требование для вступление страны в Евросоюз. Отныне в Румынии запрещена любая прямая или косвенная пропаганда оккультизма в теле- и радиопередачах.