Библиотека
  »   Знаменитости   »   Буква  Г   »   Просмотр материала  / Гребешкова Нина Павловна /
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж
Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 2
Заглянувшие: 2
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Гребешкова Нина Павловна
Оцени заставку:
1236
    № 248     14 Ноябрь 2010  
  Советская эпоха  
Родилась 29 ноября 1930, Москва

Советская и российская актриса

Заслуженная артистка России (2001)

Вдова режиссёра Леонида Гайдая.
  ©    
Пестрый курс

Нина Павловна Гребешкова родилась 29 ноября 1930 года, в Москве. С детских лет она мечтала быть учительницей именно первых классов. Она очень любила детей, и ей казалось, что общаться с ними очень интересно. Но все сложилось иначе. Будучи десятиклассницей, в гостях на дне рождении подруги, она узнала, что кроме учителя есть еще профессия, которая тоже сеет разумное, доброе, вечное – актриса!

Вообще-то такого вопроса в доме Гребешковых не стояло. Однако, получив аттестат, подруга отвела ее во ВГИК. Что такое ВГИК, Гребешкова даже представления не имела. Но, тем не менее, девушка сразу поступила на курс Сергея Герасимова.


Гребешковой было 17 лет, ей все нравилось, все казалось прекрасным, возвышенным. Вокруг были люди, которые прошли войну: Лев Кулиджанов, Яков Сегель, Глеб Комаровский, Василий Ордынский. Это был пестрый курс – люди зрелые, уже знающие, что такое жизнь и чего она стоит, и такие легкомысленные, как Нина Гребешкова, как Алла Ларионова, которые больше смеялись, их все развлекало.

Эпизоды, эпизоды…

В фильме «Смелые люди»

Нина Гребешкова начала сниматься уже с первого курса. В фильме «Смелые люди» студентка играла небольшую роль девочки с куклой. И достаточно было появиться в эпизоде, чтобы весь Гагаринский переулок, в котором жила в то время будущая актриса, начал считать ее кинозвездой. Фильмов-то было тогда мало, и каждую картину смотрели все и по несколько раз. Потом были еще эпизоды, а на третьем курсе уехала в Ленинград сниматься в картине по «Алым погонам» Бирюкова «Честь товарища», в роли Гали Богачевой. Ну и пошло-поехало.

Актриса появилась на экранах страны в начале пятидесятых и сразу же стала любимой и популярной актрисой. Она много и увлеченно работала. Дорогу в большое кино юной очаровательной блондинке открыли фильмы «Честь товарища» и «Беспокойная весна». Начинала Гребешкова с ролей девочек, школьниц, пионерок. Затем играла молодых мам и учительниц. Актрисе посчастливилось сняться у классика советского кинематографа Ивана Пырьева в картине «Испытание верности». Однако следующие фильмы славы актрисе не принесли.

В фильме «Звёздный мальчик»

Гайдай и Данелия

Волею судьбы Нине Гребешковой суждено было стать женой гениального человека – Леонида Гайдая, тем самым, увы, отодвинув себя на второй план. Несмотря на то, что Леонид Иович Гайдай снимал веселые, такие добрые комедии, сам был серьезным, требовательным человеком, не выносил, когда кто–то изображал телячий восторг, радовался без причины.

Гайдай пару раз говорил жене: «Все, не буду больше снимать комедии. Это так тяжко. Возьму мелодраму». И, тут же: «Господи, люди так тяжело живут. Пусть посмеются». У Гайдая любой эпизод становился хитом. Фразы из его фильмов стали крылатыми, и порой даже не помнишь, откуда они.

Однажды Гайдай предложил супруге сняться в эпизоде в его комедии «Кавказская пленница». И актриса, отказавшись от заманчивого предложения другого режиссера, не задумываясь, поехала с мужем на Кавказ. С тех пор Нина Павловна снималась практически во всех фильмах Гайдая и другого, не менее знаменитого режиссера, Данелия.

С Гией Данелия у Леонида Гайдая были замечательные отношения. Они уважали и очень высоко ценили друг друга. Данелия сыграл в жизни Гайдая немалую роль. Взять хотя бы тот факт, что Данелия добился разрешения снимать «12 стульев» и отдал эту возможность Гайдаю, зная, что тот мечтал об этом.

Данелия часто снимал Нину Гребешкову в своих картинах. А после чудной роли в фильме «Слезы капали», Данелия стал звать Гребешкову во все фильмы. Давал ей сценарий и говорил: «Выбирай что хочешь».

В фильме «Кавказская пленница»

Актриса могла сыграть женщину любой профессии, маму, тетю, деревенскую старушку – самые разные роли. Но комедию для себя считала делом трудным, хотя с определенного времени посвятила себя исключительно комедийному жанру мужа.

Правда, Гайдай снял пятнадцать-шестнадцать фильмов, а у Нины Гребешковой на счету более шестидесяти! Другое дело, что те картины, в которых снималась актриса, практически умерли, не выдержали испытания времени. Да не обидятся режиссеры, ведь они тоже вкладывали душу в свой труд. А гайдаевские выдержали.

В фильме «Бриллиантовая рука»

«И я счастлива, - говорит Нина Гребешкова, - что где-то, пусть сбоку, принимала в них участие. По существу ведь у меня только «Не может быть!» и «Бриллиантовая рука» – более-менее центральные роли, а в остальных – эпизоды».

Быть востребованной

В последний год своей жизни Леонид Гайдай как-то сказал своей супруге: «Я виноват перед тобой, я не сделал ни одной картины, где только ты была бы главной!» Нина Павловна засмеялась: «Сколько у тебя картин?» - «18» - «А у меня…, так-то! И слава Богу, ни одной картины я не испортила».

После смерти мужа актриса снялась в 12 картинах. Гребешкова ни от чего не отказывается - ни от «Фитиля», ни от «Ералаша», ни от сериала. Роли, правда, маленькие - теща, соседка..., например соседка Веры в сериале «Странствия и невероятные приключения одной любви». Но, что поделаешь? Зато это и в материальном плане выгодно, и чувствуешь себя востребованной.

А ведь многие артистки страдают, что для них нет ролей... Скорее всего, им просто тяжело бывает опустить планку. А Нине Гребешковой не привыкать - всю жизнь играет эпизоды. Она продолжает и сегодня это делать. А ведь эпизод сложнее сыграть, чем это поначалу кажется. Надо буквально в трех-четырех словах раскрыть образ, характер, да что там - биографию героя! В эпизоде ты либо есть, либо тебя нет. Поэтому, наверное, сыграть маленькую роль так, чтобы она запомнилась, может только талантливый человек.

Профессия – хороший человек

Говорят, что хороший человек - это не профессия. А Нина Гребешкова сумела доказать обратное. Доказать, что профессия актрисы - не главный ее титул. Главное - она была женой, музой и ангелом-хранителем комедиографа Леонида Гайдая. И поэтому можно смело утверждать, что в его комедиях есть немалая доля трудов его жены.

Да и в бытовом плане Гайдай был человеком совершенно беспомощным. Не то что лампочку вкрутить не мог, но и выключатель - то не всегда находил. Зато цветы жене дарил каждое воскресенье. Нина Павловна вспоминала в одном из интервью:

«Был один момент, когда я сказала: «Лень, все. Устала. Больше не могу. Все на мне. Ты занимаешься творчеством, тем, что тебе интересно. А я, как вол, везу весь дом. Я уезжаю к маме». Он молчал, молчал... А потом тихо так говорит: «Ну как же ты не понимаешь: если ты уйдешь, я погибну...» Свою дочку Оксану, Леонид Гайдай безумно любил и очень ею гордился, но больше детей не хотел. Считал, что главное - это работа. Все остальное - приложение.

И вообще человеческий фактор играл в жизни Гайдая и Гребешковой большую роль – в работе, в семье, в быту. Наш человек или не наш человек, порядочный или непорядочный. Вот это как-то определяло круг людей. Они не дружили с кем-то очень близко, не ходили в гости, не собирали застолья. Но многое выяснилось после того, как Гайдай ушел. …Леонид Гайдай умер на глазах жены от воспаления легких. Это оказалась тромбоэмболия легочной артерии - тромб заклинил артерию.

«Я была рада, что Леня не мучился, что все произошло на моих глазах. Иначе бы я думала: «Он звал на помощь, а ему не помогли». А еще, как хорошо, что я смогла его похоронить. Если бы я была первая, то что бы он делал?» Оказалось, что есть много людей – истинных друзей, которые не причисляли себя к друзьям дома, ни на что не претендовали, а просто поддержали Нину Гребешкову в трудную минуту.

Рядом с ней оказались и Леонид Куравлев, и Юрий Волович, и Наталья Варлей, и Дмитрий Харатьян – они ее просто спасли. Без них она бы пропала. Тогда все навалилось сразу – беда же не приходит одна – ушел муж, квартиру затопило, потом сгорела дача... «У меня все есть - я счастливый человек. Это мне Леня помогает оттуда... Наверное, считает, что недодал мне чего-то... И думает, пусть Нинке будет хорошо».

Татьяна Новитченская

  ©     29.11.2010
Муза, жена и актриса режиссера Леонида Гайдая


Впервые она увидела Леонида Гайдая во ВГИКе, во время репетиций. Отметила про себя, как талантливо он играет.

А высокий худой сибиряк, успевший вернуться с фронта, где получил тяжелое ранение в ногу, постоянно чувствовал неловкость в присутствии этой кареглазой веселой москвички. Уже тогда он подумал о том, что его шансы невелики, ведь Гайдай был старше Нины на 8 лет…

«В те годы, – вспоминает Нина Павловна, – все будущие режиссеры должны были непременно изучать актерское мастерство. Кроме того, Гайдай ставил и небольшие сценки. Для участия в них брал нас, студентов».

Однажды он попросил Нину сыграть роль француженки в небольшом отрывке из произведения Оноре де Бальзака «Отец Горио». Там в одном месте молодой ловелас, студент Растиньяк с девушкой целуется. Нина на репетициях целоваться отказалась. Гайдай, по словам Гребешковой, ужасно возмутился, а потом спросил: «А, может, ты вообще не целовалась в жизни?»

Нина в действительности ни с кем еще не целовалась, но Гайдаю серьезно ответила: «Конечно, целовалась». После этих репетиций отношения Леонида и Нины стали странно таинственными. Гайдай чувствовал, что эта озорная девчушка притягивает его все больше и больше. Тогда он мог только догадываться о том, что встретил ту единственную, которой было суждено стать его женой, любимой, музой – той, которая будет всегда рядом…

Родители будущей народной артистки РФ переехали в Москву из Ярославской области. Это была обычная трудовая семья. Отец, Павел Александрович, был маляром, занимался и орнаментальной росписью. Мать, Екатерина Ивановна, была отличной швеей. В семье росли два сына – Николай и Валентин, и она, любимая всеми Ниночка. Нина Павловна родилась в Москве, 29 ноября 1930 года.

Нина училась в 3-м классе, когда началась Вторая мировая война. Нина Павловна хорошо помнит, как мать собирала детей, чтобы уехать в Пензенскую область. Надеялись, что война скоро закончится. Мать даже не взяла теплые детские вещи. Отец ушел на фронт. Он-то потом и спас их. В посылке прислал жене швейную машинку, валенки и пальтишки. Нина пошла в школу, которая находилась в деревне Сурмино. «Нам, ученикам, очень повезло, – рассказывает Гребешкова, – здесь жили эвакуированные преподаватели Академии им. Фрунзе. Они нас почти не спрашивали, а только читали лекции, как студентам».

Когда в 1943 году они вернулись в Москву, Ниночку сразу приняли в 6-й класс. Возвращение домой было для всей семьи большой радостью. Юная Нина гуляла с подругами по родным улицам столицы, они ходили в театры, посещали школьные праздники, отмечали дни рождения. Уже в то время она мечтала стать учительницей. Однажды Нина пришла в гости к подруге Маше, отец которой был известный поэт Владимир Луговской. Он поинтересовался у Нины, куда она пойдет учиться после окончания школы. В ответ услышал: «Хочу преподавать в младших классах, сеять разумное, доброе, вечное…»

Владимир Луговской заметил: «Но ведь сеять разумное, доброе, вечное, можно не только в школе… Есть еще прекрасная профессия. Вы не хотите стать артисткой?» Нина растерялась. Для нее такие артистки кино, как Любовь Орлова, Вера Марецкая или красавица Дина Дурбин были недосягаемыми «звездами». Но, получив аттестаты, подруги отвезли свои документы в приемную комиссию ВГИКа. На курсе, где учились Нина и Маша, всегда царила живая творческая атмосфера. Работал со студентами режиссер театра и кино Сергей Герасимов. Причем с первого курса Нина Гребешкова сразу попала в поле зрения режиссеров. Ее приглашали на небольшие эпизодические роли, а потом предложили главную роль в фильме «Честь товарища». Как-то Нина даже «провалила» один экзамен, увлекшись съемками в кино.

Сергей Герасимов строго сказал своей ученице: «Выбирай, либо сниматься, либо заниматься!» Нина Павловна позже напишет об этом случае так: «Я боялась, что Герасимов меня отчислит с курса и перешла на другой курс, к актеру Василию Ванину, от него – к Владимиру Белокурову. Потом наш курс вел Григорий Александров»…

Когда Леонид Гайдай сделал Нине Гребешковой предложение, она не удивилась, ведь встречались они уже давно. Но ее забавляло то, что она ростом маленькая, худенькая, а он – высокий. Нина об этом ему сказала, заметив, что они «будут смешно смотреться». Но Гайдай ей ответил: «Да разве в этом дело. Просто большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь носить на руках».

Сразу после окончания института Нину Гребешкову пригласил на съемки своего фильма «Испытание верности» известный режиссер Иван Пырьев. Она была счастлива. К тому же ей очень хотелось заработать денег на новую квартиру. До сих пор они с Леонидом жили в квартире ее мамы на 23-х метрах. Впоследствии молодой семье удалось приобрести трехкомнатную квартиру, в которой до них жили актеры Алла Ларионова и Николай Рыбников.

Нина Павловна вспоминает, что с виду веселый и разговорчивый Гайдай на самом деле очень любил одиночество. Он много читал, писал сценарии. Нина Павловна, напротив, приглашала друзей-актеров на свои пироги, радовалась их шуткам и смеху. Она также старалась обустроить их быт, всегда что-то покупала в дом, затевала ремонт в комнатах или перестановку мебели. К увлечениям супруги Гайдай относился с улыбкой, всегда спрашивая ее: «Нинок, а нам это нужно? Мне кажется, что и так все хорошо». Но зато обожал собак (одна или две собаки всегда жили в них в квартире), любил варить борщ, предварительно купив на рынке свежее мясо с «сахарной» косточкой.

Когда у них родилась дочь Оксана, Леонид Гайдай радовался, как ребенок. Сегодня Оксана и внучка Нины Гребешковой и Леонида Гайдая Оля работают экономистами.

Нина Гребешкова снялась в шести фильмах Гайдая, и роли почти все не главные. Он однажды сказал жене, будто упрекая себя: «Знаешь, Ниночка, большую роль сыграть проще, легче… а вот эпизод надо играть только на отлично, его уже не переделать».

Нине Павловне всегда казалось, что муж был недоволен тем, что так и не создал в кино для нее главной роли. Но Нина Павловна высоко ценила талант режиссера Гайдая и никогда не обижалась на его выбор актеров для своего нового фильма. Она не требовала для себя от него ролей, не считала себя «звездой» экрана, всегда оставаясь, как о ней говорят друзья, «солнечно-улыбчивой» женщиной.


После смерти Леонида Гайдая Нина Гребешкова продолжает сниматься в кино. Как и прежде, в эпизодах. Считает, что в этом ей «помогает» Гайдай: «Ведь он все видит, все понимает… Для меня он не умер, а просто вышел на минутку…»

Ольга Конодюк

  Источник:  Актёры советского и российского кино | ШколаЖизни
  Буква  Г   Знаменитости    
 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты