Сын малоизвестныъх актеров кабаре - Фердинанда Монкорже и Элен Пети, Жан-Алексис Монкорже родился 17 мая 1904 года в Париже. И отец и мать были выходцами из Эльзаса, где светлоглазые блондины - приметы Жана - не редкость. Мальчишкой, будущий кумир Франции, гонял мяч по задворкам, учился плохо, парту ненавидел, мечтал скорее вырасти и водить большие паровозы. По стопам родителей Жан идти не хотел - он всегда считал театр миром притворства. По этой причине рассорился с Монкорже-старшим. Едва кончилось детство - пошел месить бетон, укатывать асфальт, укладывать шпалы. Работал подручным на сталелитейном заводе. Торговал, то газетами, то велосипедами, но, к счастью, вскоре заскучал от такой жизни.
Жан, которому не раз приходилось потом воплощать в кинофильмах французов с рабоче-крестьянской закваской, был по натуре типичным буржуа. Покинув ряды пролетариата, бунтарь помирился с отцом, и тот устроил сына статистом в "Фоли Бержер".
ВЫ ПРОСИТЕ ПЕСЕН?
После недолгой службы на флоте Жан поступит певцом в труппу "Буфф-Паризьен", объездит с гастролями страну, побывает за границей.. Его заметит звезда мюзикхолла Мистингетт и пригласит в "Мулен Руж", где молодой актер не без успеха будет петь в оперетках, к постановке некоторых он приложит руку и как режиссер. В 1928 ом году Жан дебютирует в немом киноскетче "Эй! Чемоданы!". Всегда тяготевший к простоте, Монкорже-младший сократит имя на две трети и станет просто Габеном (Габен-сценический псевдоним его отца).
Все экранные работы Жана до 34-го года будто скроены по одной мерке Его герои - веселые парижане, похожие один на другого, как братья-близнецы. Молодой Габен был довольно музыкален и на редкость органичен - пообщавшийся с рабочей братией, он не переносил манерности и искусственности поведения, его персонажи были очень естественны, свободны от всякого намека на пафос, что сразу оценил по достоинству режиссер Жюльен Дювивье.
Он создал в расчете на характер и внешность Габена целый ряд образов независимых одиночек, преследуемых судьбой. Таких как Пепе ле Мокко в одноименной драме 1938 года. За внешней грубостью этих персонажей, как водится, скрывалась чувствительное сердце романтика. Герой Габена тех лет - рабочий без работы, изгой, потерявшийся, выброшенный из общества, но гордый, несгибаемый человек. Такие не проигрывают судьбе, они ей уступают, и уступают с достоинством. В большинстве довоенных фильмов персонажи Габена погибают.
Благодаря мужественному обаянию актера, таланту сценариста Жака Превера и режиссеров Жюльена Дювивье, Жана Ренуара и Марселя Карне, Габен в конце 30 х годов становится ведущим актером французского кино. Получив роль машиниста в картине Ренуара "Человек-зверь" Жан осуществит, отчасти, свою детскую мечту- поведет по рельсам паровоз..
В 1939-ом актер снимается в фильме, ставшем классикой мирового кино, - в "Набережной туманов" Марселя Карне. Взаимному влечению исполнителей главных ролей- Жана Габена и Мишель Морган не суждено было стать романом. Съемки закончились, а завтра - "Завтра была война".
ЗА ОКЕАН, И ОБРАТНО
2 сентября 1939 года Жан Габен, имевший уже звездный статус, призывается на военную службу в Военно-морские силы, однако вскоре получает специальное разрешение отлучиться с корабля для участия в съемках картины Жана Гремийона "Буксиры".
После окончания работы над картиной возвращаться на службу не имело смысла. Так решил Габен и, подобно многим европейским кинематографистам, отправился в Америку. Однако голливудская карьера актера не сложилась - Жан был настолько француз, что нигде кроме Франции не мог жить и работать долго.
После двух ничем не примечательных фильмов, один из которых поставил Жюльен Дювивье, Габен затосковал по родине и в 43-м вступил добровольцем в дивизию генерала Леклерка . Он вернется с войны в 45-м, награжденный двумя орденами. Готовя триумфальное возвращение актера на экран Жак Превер и Марсель Карне пишут специально для Габена роль в мелодраме "Врата ночи", где партнершей Жана должна была выступить Марлен Дитрих - звезда немецкого кино, оставившая нацистскую Германию и переехавшая в Голливуд, где она встретила этого упрямого, сероглазого француза. Дитрих дружила с Эрнестом Хэмингуэем и была близка с Гарри Купером. Да, у нее потом случился жгучий роман с бритоголовым русским красавцем, голливудским актером Юлом Бриннером, но мужчина ее жизни - строптивый Габен.
Впрочем, их отношения не переросли в длительный союз, а в картине "Врата ночи" главные роли сыграли другие звезды.
Габен на некоторое время возвращается в театр - в крайне успешной пьесе "Жажда" он каждый вечер поднимается на сцену. Его роли в кино в это время незначительны - постепенно тает довоенный миф трагического экранного героя Габена, но близятся новые времена.
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Пятидесятые годы принесли изменения в личную жизнь актера. После двух неудачных браков и дорогостоящего развода с бывшей танцовщицей (процесс обошелся Жану в 60 миллионов франков) Габен женился на Доминик Фурнье. У них родились две дочери и сын - Флоранс, Валери и Матиас. Любивший профессию лицедея до последних дней (впрочем, стеснявшийся эту любовь демонстрировать), Жан Габен сделал все, чтобы его дети не стали актерами.
Новый период в кино начинается для него после успеха экранизации полицейского романа "Не тронь добычу". Впервые сыграв гангстера в этой картине Жака Беккера, Габен нарушил собственное табу: не играть негативных героев. Риск оказался оправданным - в криминально-полицейском жанре, актер возвращается на съемочную площадку и снова занимант первое место в ряду национальных звезд кино. Он с одинаковым успехом играет полицейских детективов, вроде комиссара Мегре (по слухам "срисованного" Жоржем Сименоном именно с Габена) и солидных гангстеров-джентльменов, состоятельных буржуа, и основательных землевладельцев.
От былого трагизма героев Жана Габена не осталось и следа- поседевший и погрузневший, он воплощает теперь мужскую надежность, нерушимую основательность патриархальных устоев. Он - опора, опека и защита. Начальник, Командир, Отец.
В 60-м актера награждают крестом Ордена Почетного Легиона за вклад в культуру и искусство Франции.
РАЗВЕЯННЫЙ ВЕТРОМ
В возрасте пенсионера Габен продолжал работать. По вечерам он любил устроиться в кресле с газетой, или перед экраном телевизора во время трансляции футбольного матча. Последние годы жил с семьей почти затворником на своей ферме в Нормандии, не подпуская близко никого из посторонних.
15 ноября 1976 года, в возрасте 72 лет Жан Габен умер от болезни легких, вызвавшей осложнения на сердце. Согласно завещанию, великого актера кремировали, а его прах был развеян с военного корабля , недалеко от города Брест.
В наши дни во Франции, где и родился кинематограф, имя актера носит одна из самых престижных премий- ежегодно лучший молодой исполнитель удостаивается Приза Жана Габена.
Пожалуй, это символично.
Настоящее имя Жан-Алексис Монкорже. Родился 17 мая 1904 в местечке Мерьель, неподалеку от Парижа, в многодетной семье актеров варьете (Габен – артистический псевдоним отца). После окончания коммунальной школы был железнодорожным рабочим, курьером. Увлеченно занимался спортом – футболом, боксом (следствием чего и стала знаменитая горбинка на носу). В 18 лет Габен поступил статистом в труппу мюзик-холла «Фоли Бержер», куда вернулся после прохождения военной службы на флоте. Играл в музыкальных ревю и опереттах, появляясь преимущественно в амплуа «комического ухажера».
В конце 1920-х годов сыграл в двух комических короткометражках, однако настоящим дебютом Габена в кино считается роль продавца из магазина модной одежды в кинооперетте Пусть каждому повезет (Chacun sa chance, 1930). Режиссером, открывшим Габена как серьезного драматического актера, стал Ж.Дювивье. В его фильмах Габен сумел представить героев в равной мере романтичных и реалистически-достоверных, будь то канадский лесоруб (Мария Шапделен – Maria Chapdelaine, 1934), боец испанского Иностранного легиона (Знамя – La bandera, 1935) или неуловимый бандит (Пепе Ле Моко – Pepe Le Moco, 1936). Еще больший успех молодому актеру приносят роли в фильмах крупнейших мастеров французского экрана Ж.Ренуара и М.Карне. В Великой иллюзии (La grande illusion, 1937) Ренуара его героем становится пленный французский летчик, участник Первой мировой войны лейтенант Марешаль. В другом фильме Ренуара, Человек-зверь (La bete humaine, 1938), по одноименному роману Э.Золя, Габен предстает в трагически-противоречивом образе машиниста паровоза – сильного, гордого человека, попавшего под чары двуличной женщины и погибшего. Два фильма Карне завершили превращение Габена в крупнейшую звезду и трагический миф французского кино. Солдат Жан, дезертировавший из колониальных войск (Набережная туманов – Le quai des brumes, 1938), вступает в борьбу с подлецами, распоряжающимися судьбой красивой женщины (Мишель Морган), и гибнет. Рабочий Франсуа (День начинается – Le jour se leve, 1939), запутавшись в отношениях с возлюбленной, убивает своего соперника, а затем кончает жизнь самоубийством.
Марлен Дитрих и Жан Габен
Блистательная актерская карьера Габена была прервана войной и немецкой оккупацией. Категорически отказавшись от съемок на поднадзорных немцам киностудиях, Габен уехал с Марлен Дитрих в США. В Америке он не нашел достойного применения своим способностям и, сыграв в двух малозначительных картинах (Лунный прилив – Moontide, 1942; Самозванец – The Impostor, 1943), записался в действующую армию и вернулся на родину командиром танкового экипажа, дошедшего до самой ставки Гитлера в Берхтесгадене (Бавария).
Сразу по окончании войны в творческой биографии Габена начинается сложный период, связанный с переходом к новому типу героя – более возрастного, приземленного, вкусившего горечь утрат и ошибок. Таков Пьер в фильме Р.Клемана У стен Малапаги (Le mura di Malapaga, 1948): совершив преступление, он бежит от правосудия в Италию, находит здесь любимую женщину, но, почти поверив в счастье, попадает в руки полиции. Не менее яркой ролью стал антрепренер театра-варьете в картине Французский канкан (French Cancan, 1954) Ренуара, где Габен как бы вернулся к временам своей молодости, «золотому веку» французской эстрады. Редкий для Габена, но столь же удачный пример перевоплощения в героя с отрицательным обаянием, эгоистичный и самоуверенный авантюрист, пытающийся приспособиться к суровым реалиям оккупированного немцами Парижа (Через Париж – La traversee Paris, 1956).
К середине 1950-х годов Габен явно обрел «второе дыхание» и стал не менее популярен у нового поколения зрителей, чем у их отцов в 1930-е годы. Выступая в ансамбле с молодыми звездами Б.Бардо (В случае несчастья – En cas de malheur, 1958), А.Делоном (Мелодии подземелья – Melodie en sous sol, 1963), Ж.-П.Бельмондо (Обезьяна зимой – Un singe en hiver, 1962), Ж.Моро и Л.Вентурой (Не тронь добычу! – Touchez pas au Grisli, 1953), он нисколько не терял своей индивидуальности и одновременно не затмевал партнера своей харизмой. Его новым характерным амплуа стал «папаша», «отец семейства», человек, проживший нелегкую жизнь и готовый дать урок младшему поколению. Классический пример такого персонажа – Жан Вальжан в экранизации романа В.Гюго Отверженные (Les miserables, 1958). Совершенно иная ипостась этого характера была показана Габеном в фильме Сильные мира сего (Les grand familles, 1958, режиссер Д. де ла Пательер), где его герой, матерый финансист барон Шудлер, доводит до самоубийства собственного сына. По контрасту год спустя, также в фильме де ла Пательера Улица Прери (Rue de la Prerie, 1959), актер сыграл рабочего, ставшего жертвой бездушия собственных детей.
С конца 1950-х французские масс-медиа стали подчеркивать в Габене приверженность буржуазным традициям, трактовать его как консерватора, по духу и облику близкого исконному крестьянину-собственнику. Этому способствовало и то, что актер приобрел ферму и племенных коров, в своих интервью стал подчеркнуто консервативен. Подобный имидж, с известными коррективами, был перенесен на экран в фильме Гром небесный (La tonnerre de Dieu, 1965), где врач-ветеринар, за внешней грубостью скрывающий «золотое сердце», приходит на помощь сбившейся с пути девушке (М.Мерсье). В фильме П.Гранье-Деферра Героин (La horse, в русском прокате Тайна фермы Мессе, 1970) в этот же образ добавляются некоторые новые оттенки: Огюст Маруйер – флегматичный седовласый патриарх, владелец фермы и глава большого семейства, жесткий, но не бесчувственный, степенный, но еще полный сил и энергии, чтобы в нужный момент «взорваться» и дать отпор бандитам, торгующим наркотиками.
Последние роли Габена были в основном связаны с криминальной драмой и психологическим детективом, где он мог играть и комиссара Мегрэ (Мегрэ и дело «Сен-Фиакр» – Maigret et l'affaire Saint-Fiacre, 1959; Мегрэ сердится – Maigret voit rouge, 1963), и крестного отца мафии (Сицилийский клан – Le clan des Siciliens, 1969). В фильме Двое в городе (Deux hommes dans la ville, 1973) его герой, полицейский чиновник, встает на защиту вчерашнего заключенного (Делон), которого сама правоохранительная система толкает к новому преступлению. В Убийце (Le tuer, 1972) он сыграл комиссара полиции, в Приговоре (Verdict, 1974) с присущей ему артистичной вальяжностью изобразил председателя суда.
С конца 1940-х годов актер был женат на манекенщице Кристиане Фурнье, от брака с которой имел двух дочерей и сына
Умер Габен в Париже 15 ноября 1976.
Коллеги сравнивали смерть Габена с внезапным ударом молнии, поразившим старое, но крепкое дерево, которое в детстве дарило вам уверенность в том, что мир вечен.