Заставка к материалу:Виктор Васнецов, «Баба-Яга», 1917 г.
19 июня 2012
Колдунья — женщина-колдун, ведьма.
Ведьма (от др. славянского «ведать» — знать) — Ведающая Мать.
Ба́ба-Яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж. Помимо русских встречается в словацких и чешских сказках.
Ведьма
Ведьма («та, кто владеет тайными сведениями») — один из ярчайших персонажей Христианской демонологии. Её описания и характеристики довольно детально представлены в этнографической литературе. Она символизирует не только абстрактное зло; иногда она может выступать символом смертоносной язвы или даже смерти, и в этом смысле её действия подобны действиям вампира.
«Бледное морщинистое лицо, крючковатый нос, который ловит всяческие запахи, большие алчные губы, каждый глаз по пятаку, недвижимые веки, которые не может пошевелить даже направленный в глаза солнечный луч — вот портрет нечестивого существа в облике женщины, без участия которой не обходилось ни одно нехорошее дело на земле». От сердитого и мстительного характера некоторых ведьм этимологи выводят происхождение ругательного значения слова «ведьма» — «злая, сварливая женщина». Близко этому и слово «ворожея́» (от «ворог» — «приворожить, вор, враг, вред»). Характерной способностью ведьмы является умение быть «всегда молодой» и перевоплощаться в разные образы («быть разнообразной»). В современной жизни Христианских народов ведьма может быть символом нехорошей, сварливой женщины, а также человека, который много знает и может влиять на ход событий.
Есть две категории ведьм: прирождённые и учёные.
Первым таинственная сила мастерства ведьмы даётся от природы, вторые приобретают её путём обучения у первых или же получают от духов.
Общим заблуждением является утверждение, что ведьмами становятся взамен за жертвенные дары и жреческую службу («собственную душу»).
Прирождённые ведьмы в своём отношении к людям добродушнее, чем учёные. Иногда они даже помогают людям избавиться от затей учёных ведьм (утверждение опять-таки является ошибочным).
Образы ведьм ярко нарисовал в своих произведениях Иван Нечуй-Левицкий. Среди людей бытовала мысль, что вредный тип ведьм портит коров, забирая у них молоко, что они накликают болезни и что некоторые являются вампирами. Языческие праздники ведьмы часто проводят на голых вершинах гор.
В народе разделяли ведьм на две категории — «от рождения» и «учёных».
Ведьма «от рождения», или прирождённая, природная появляется, если у кого-то рождается подряд семь девушек, а между ними ни одного мальчика, или является представительницей третьего поколения внебрачных девушек, или является просто дочерью ведьмы (в зависимости от региона).
Прирождённая ведьма могла родиться у матери, которая, будучи беременной, готовила праздничные вечерние кушанья и ненароком проглотила уголёк, или же когда ребёнка ещё в утробе матери прокляли «в такую минуту». Или когда ребёнок рождается вследствие чужой смерти.
«Учёная» ведьма набирается своих сверхъестественных сил от другой ведьмы, или от чёрта, вообще от нечистой силы. Отличия между «прирождённой» и «учёной» ведьмами в том, что прирождённая ведьма может иногда и исправить причиненный вред, но ученая никогда этого не сделает: «Хуже ведьма ученая, чем прирождённая».
Ведьма в современном массовом искусстве и фольклоре
Образ ведьмы используется и в современном искусстве. Образы ведьм различны: от положительно-доброго (кинофильмы «Чародеи» и популярные сериалы «Зачарованные», «Моя жена меня приворожила», «Сабрина-маленькая ведьма», «Тайный круг») до отрицательно-негативного (Ведьма из Блэр: Курсовая с того света).
В трилогии Филиппа Пулмана «Темные Начала», ведьмы представлены как веками не стареющие женщины, живущие кланами по всему миру. Автор описывает ведьм не столько как колдуний, сколько как вооружённых луками воительниц, рассекающих небесные просторы Севера.
В фантастических романах Лады Лузиной «Киевские ведьмы. Меч и крест» и «Киевские ведьмы. Выстрел в опере» — украинские и русские ведьмы ведут свой род от амазонок, обитавших на территории нынешнего Крыма, а главные героини возведены в ранг Киевиц (согласно словарю В. И. Даля — один из синонимов слова «ведьма»), повелевающих Киевом, его временем и историей.
Ведьма (карточная игра), где в качестве ведьмы выступает пиковая дама.
Баба-Яга
Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали и услаждается при этом, пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт, всегда, где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. … Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках, и её миф сливается с мифом ведьм.
М. Забылин
Образ Бабы Яги в фольклоре, литературе и искусстве
В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга — каннибал). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой).
Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги:
Баба-Яга -
дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет).
Баба-Яга -
похитительница детей.
Баба-Яга -
воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.
Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.
К образу Бабы Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты:
А. С. Пушкин,
В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»),
Алексей Толстой,
Владимир Нарбут и др.
Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века:
Ивана Билибина,
Виктора Васнецова,
Александра Бенуа,
Елены Поленовой,
Ивана Малютина и др.
Внешний вид
Баба Яга обычно изображается в виде большой (нос в потолок) горбатой старухи с большим крючковатым носом. На лубочных картинках она одета в зеленое платье, сиреневую кичку, лапти и брюки. На другой древней картине Баба Яга одета в красную юбку и сапоги. В сказках нет акцента на одежды Бабы Яги.
Работы автора сайта
|
|