Библиотека
  »   Знаменитости   »   Буква  И   »   Просмотр материала  / Иванов Борис Владимирович /
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж
Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 1
Заглянувшие: 1
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Иванов Борис Владимирович
Оцени заставку:
769
    № 515     29 Ноябрь 2011  
  Советская эпоха, Россия  
28 февраля 1920, Одесса — 2 декабря 2002, Москва

Народный артист РСФСР (1981)

Кавалер орденов Отечественной войны I и II степени

Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998)

Лауреат премии российских деловых кругов «Кумир» (1999, специальный приз за театральные работы) Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998).

Лауреат премии российских деловых кругов «Кумир» (1999, специальный приз за театральные работы)

Награждён почётным Знаком ветерана 7-й гвардейской дивизии, многими медалями.
  ©    
Родился 28 февраля 1920 года в Одессе (Украина).

Отец — Иванов Владимир Григорьевич, рабочий, слесарь.
Мать — Иванова Евдокия Романовна, домохозяйка.

Окончил Одесское театральное училище (1941).

Любовь к театру проявилась у Бориса ещё в 13 лет. Соседка по дому, где проживали Ивановы, давала ребятам контрамарки в Одесский оперный театр. Борис с детства был очень музыкален и с удовольствием после спектаклей насвистывал любимые арии. Это помогло ему устроиться статистом в оперный театр. Так с 14 лет он уже работал в театре. Поэтому после школы решил поступить в театральное училище на актерский факультет. В училище Борис Владимирович проучился с 1937 по 1941 год. Его первым педагогом был Михаил Еремеевич Тилькер.

На 22 июня 1941 года был назначен выпускной бал после дипломного спектакля. Однако дипломный спектакль играли почти в пустом зале: все уже знали о начале войны. В училище был организован истребительный батальон, задачей которого была поимка диверсантов, высвечивающих самолетам цели для бомбардировки.

Борис подал заявление об отправке на фронт, и 7 июля 1941 года его призвали в армию. Сначала его направили на курсы переподготовки начсостава в Военную академию тыла и транспорта имени Молотова в Харькове, после которой лейтенант интендантской службы Иванов был отправлен на Северо-Западный фронт. Позже он был направлен на переподготовку в город Рыбинск, стал строевым командиром и служил в штабе Северо-Западного фронта. Затем он был начальником штаба батальона, или адъютантом старшим в 14-м гвардейском полку 7-й гвардейской дивизии 10-й гвардейской армии под командованием М.И. Казакова.

В результате длительных боев от батальона, в котором служил Борис Иванов, осталось человек 18—19. Полк был направлен на переформирование.

8 апреля 1942 года в бою у деревни Михайловки в районе Лычково Борис Иванов был тяжело ранен и до сентября лежал в разных госпиталях. Грозила ампутация руки. После лечения поехал по делам в Рыбинск. Однако по дороге в товарном поезде у него украли все документы и деньги. Так Борис Иванов был вынужден остаться в Рыбинске, где стал работать в драматическом театре. Ему очень хотелось поехать в Москву, в театр, однако его не отпускали.

Только в 1944 году ему удалось добраться до Москвы. Он пришёл в Государственный академический театр имени Моссовета к Ю.А. Завадскому. Мастер прослушал молодого актёра и принял его в театр. С тех пор более полувека Борис Владимирович играл на сцене Театра имени Моссовета. За эти годы он создал целую галерею блестящих ролей.

Борис Владимирович создал замечательные образы, запомнившиеся и любимые зрителями роли более чем в 80 фильмах, в том числе: "Бешеное золото", "Версия полковника Зорина", "Возвращение резидента", "Время желаний", "Конец атамана", "Ленин в Париже", "Мираж", "Не самый удачный день", "Отец Сергий", "Преждевременный человек", "Следствие ведут знатоки. Дело первое. Чёрный маклер", "Чисто английское убийство", "Вся королевская рать".

Супруга — Богданова Наталья Сергеевна, актриса Государственного академического театра имени Моссовета.

Народный артист РСФСР (1981).

Борис Иванов ушёл из жизни вечером 2 декабря 2002 года в московской больнице. Похоронен актёр на Ваганьковском кладбище, участок № 19.

  ©    
С экзаменов на фронт

Работать в театре Борис Иванов начал в четырнадцать лет. Мальчика приняли статистом в Одесский оперный театр. Он носил стулья, выходил на сцену в массовках и мечтал стать актером.

В 1937 году Иванов поступил в театральное училище на актерский факультет, где проучился до 1941 года. Дипломный спектакль, где играл Иванов, состоялся 22 июня 1941 года. Праздничный банкет после спектакля, естественно, отменили. Две недели спустя все актеры-одесситы ушли на фронт.

Борису Иванову довелось служить разведчиком. В одном из боёв он получил страшные ранения: головы, спины, обеих ног и руки. Его нашли на поле боя среди мертвых. Будущий актер пережил клиническую смерть и чудом остался жив. С тех пор Борис Владимирович всегда считал, что у него два дня рождения.

Память о Великой отечественной войне Иванов сохранил на всю жизнь, до конца своих дней оставшись верным воинскому братству. День Победы был для него святым, и он всегда встречался с однополчанами.

Актер театра Моссовета

В 1944 году Борис Иванов был принят в состав труппы Московского театра имени Моссовета, где и проработал всю оставшуюся жизнь, создав целую галерею блестящих ролей: Доблмен («Кража», 1954), Наполеон («Катрин Лефевр», 1956), Форд («Виндзорские насмешницы», 1957), Господин («Бунт женщин», 1962), Потин («Цезарь и Клеопатра», 1964), Лепле («Эдит Пиаф», 1970), Лавр Мироныч («Последняя жертва», 1973), Павлин («Егор Булычев и другие», 1982), Римлянин («Мать Иисуса», 1988), Сорин («Чайка», 1989), Грегори Соломон («Цена», 1994), Харт Кестель («Ошибки одной ночи», 1994) и многих других. Общее количество театральных ролей перевалило за сотню.

Помимо актерского дарования, природа наделила Бориса Иванова замечательным голосом. И это не раз использовалось режиссерами в театральных постановках. Так в знаменитой рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» (1990) Иванов играл и пел Понтия Пилата.

Иванов вообще был любимцем всей труппы. Он обладал блестящим чувством юмора. Даже сама Фаина Раневская признавалась: «Я его побаиваюсь. Он может меня пересмешить и переплюнуть в этом деле». Рассказывает Геннадий Бортников: «Он долго сидел, слушал ее, а потом выдавал какую-то реплику, и Раневская кричала: «Уберите его, а то я умру от смеха!»

Талантливый, остроумный, веселый, он всегда оставался душой театра. Постоянно участвовал в различных театральных капустниках, был шутником, заводилой, неунывающим человеком. Не случайно молодежь в театре с любовью называла его дядя Боря.

В работе же Иванов был необычайно требователен. Для него не существовало мелочей на сцене. Даже неточность в реквизите, несоответствие предметов времени – все это могло вывести его из себя.

Кино

В кино Иванов начал сниматься уже довольно поздно, когда ему уже перевалило за сорок. Его первой ролью стал Жорж Прадье в фильме «Ночной пассажир» (1961).

Несмотря на то, что в жизни Борис Иванов был милый и доброжелательный человек, в кино ему такие роли доставались крайне редко. Кинематограф увидел в Борисе Иванове идеального мерзавца. «Если подсчитать, скольких людей я предал, отравил, застрелил, повесил или столкнул в пропасть – это же просто ужас!» - говорил порой Борис Владимирович.

Борис Иванов в фильме «Потрясающий Берендеев»

Среди его героев: заговорщики и придворные интриганы, убийцы и воры, хапуги и просто неприятные типы. Так в знаменитом киноромане «Вечный зов» он сыграл фашистского генерала контрразведки, в драме «Агония» - заговорщика Лазоверта, в сказке «Кольца Адьманзора» - вельможу Интригио. Среди наиболее заметных работ актера в кино стоит также упомянуть Хаксмана в политическом фильме «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», Дона в картинах «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент», Лофтуса в историческом сериале «Россия молодая».

Последняя работа

Несмотря на то, что в последнее время Борис Иванов видел всё хуже и хуже, он не падал духом, выходил на сцену. Летом 2002 года ездил на гастроли в США со спектаклем «Милый друг», а осенью сыграл в премьере – «Комики» – в дуэте с Анатолием Адоскиным.

Ветераны сцены Борис Иванов и Анатолий Адоскин в спектакле «Комики»

Спектакль «Комики», поставленный в Театре имени Моссовета Борисом Щедриным стал лебединой песней актера. Корифеи театра, народные артисты России Борис Иванов и Анатолий Адоскин, перешагнувшие свое 70-летие, играли так, что заставляли замирать весь зал.
Спектакль впечатлял и по-настоящему трогал…

Евгений Стеблов : «Он себя сжег. Сознательно или бессознательно – не знаю… Мы поражались в этом году, что он с собой делает! Мы должны были ехать в гастрольный тур в Америку, и можно было его заменить. Но он настоял, чтобы его взяли, и проехал с нами тяжелейший гастрольный тур, на другом континенте, в другом временном поясе. Потом он поехал с женой в Италию, и там ему стало плохо. Он попал в больницу. Как-то его выходили. И, приехав, он опять окунулся в работу. Он репетировал утром и вечером…»

В декабре 2002 года Бориса Иванова не стало. Он скончался в Боткинской больнице, куда был доставлен с инсультом. С уходом Иванова закончилась большая глава истории русского театра.

Игорь BIN

  ©    
Борис Иванов родился 28 февраля 1920 года в Одессе.

Его отец, Владимир Иванов, был слесарем, а мама, Евдокия Романовна, - домохозяйкой.

Борис с детства был очень музыкален, интересовался музыкой и театром и, благодаря соседке по дому, где проживали Ивановы, имел возможность брать контрамарки в Одесский оперный театр, после посещения которого с удовольствием насвистывал любимые арии. В 14 лет он устроился статистом в оперный театр, а после окончания школы решил поступить в театральное училище на актерский факультет. В училище Борис Иванов поступил в 1937 году, его первым педагогом был режиссер Михаил Тилькер.

Борис Иванов окончил училище в 1941 году, и выпускной бал после успешно сданного дипломного спектакля был назначен на 22 июня. Но началась война, и студенты сыграли спектакль в почти пустом зале. Вскоре в училище был сформирован истребительный батальон, задачей которого была поимка диверсантов, помогающих самолетам находить цели для бомбардировки. Борис подал заявление об отправке на фронт и 7 июля 1941 года был призван в армию. Его направили на курсы переподготовки командирского состава в Военную академию тыла и транспорта имени Молотова в Харькове, а после их окончания - в чине лейтенанта интендантской службы на Северо—Западный фронт. Позже Борис Иванов прошел переподготовку в городе Рыбинск и, став строевым командиром, проходил дальнейшую службу в штабе Северо—Западного фронта. Он был начальником штаба батальона и старшим адъютантом в 14—м гвардейском полку 7—й гвардейской дивизии 10—й гвардейской армии. После длительных боев от батальона, в котором служил Борис Иванов, осталось лишь около двадцати человек, и полк был переформирован. А сам Иванов был тяжело ранен 8 апреля 1942 года в бою у деревни Михайловки в районе Лычково и до сентября лежал в разных госпиталях. Он получил тяжелые ранения головы, спины, обеих ног и руки, пережил клиническую смерть и чудом остался жив. Ему грозила ампутация руки, но врачи спасли руку. После выписки из больницы Борис Иванов считал, что у него два дня рождения.

Закончив лечение, Иванов направился по делам в Рыбинск, и во время поездки в поезде у него были украдены документы и деньги, после чего актер был вынужден остаться в Рыбинске и некоторое время работал в местном драматическом театре. Но в 1944 году он переехал в Москву, где устроился на работу в Государственный академический театр имени Моссовета, к Юрию Завадскому. Там он проработал более пятидесяти лет и сыграл более ста ролей — Доблмена в спектакле «Кража», Наполеона в спектакле «Катрин Лефевр», Форда в спектакле «Виндзорские насмешницы», Господина в спектакле «Бунт женщин», Потина в спектакле «Цезарь и Клеопатра», Лепле в спектакле «Эдит Пиаф», Лавра Мироныча в спектакле «Последняя жертва», Павлина в спектакле «Егор Булычев и другие», Римлянина в спектакле «Мать Иисуса», Сорина в «Чайке», Грегори Соломона в спектакле «Цена», Харта Кестеля в спектакле «Ошибки одной ночи» и во многих других. Там же, в театре Моссовета, Борис Иванов познакомился со своей супругой — актрисой Натальей Богдановой.


Борис Иванов обладал замечательным голосом, и это не раз использовалось режиссерами в театральных постановках. Например, в рок—опере «Иисус Христос — суперзвезда» Иванов пел партию Понтия Пилата. Актер Александр Бобровский вспоминал: «В плане музыкального образования Борис Владимирович был неповторим. Мне кажется, оперная сцена потеряла очень хорошего исполнителя». Он был всеобщим любимцем всей труппы и обладал прекрасным чувством юмора. Фаина Раневская рассказывала: «Я его побаиваюсь. Он может меня пересмешить и переплюнуть в этом деле». Реплику Раневской дополнял Геннадий Бортников: «Он долго сидел, слушал ее, а потом выдавал какую—то реплику, и Раневская кричала: «Уберите его, а то я умру от смеха!»

Талантливый, остроумный и веселый, он всегда был душой театра, постоянно участвовал в различных театральных капустниках, был шутником, заводилой и неунывающим человеком. Но в работе Иванов был необычайно требовательным, для него не существовало мелочей. Любая неточность в реквизите могла легко его вывести из себя. Режиссер Борис Щедрин в интервью рассказывал: «Он не был везунчиком. Он действительно был работягой в самом прямом смысле слова. Актер подлинного таланта, который не стареет, а только, как птица Феникс, все время возрождается из пепла. Поразительно, что он не отказывался практически ни от чего и все считал главным. Особенно театр. Он обожал свое дело, как никто. Он приходил на репетиции, жадный до всего нового. Всем мгновенно передавалось его настроение, и возникала по—настоящему творческая атмосфера. Больше, чем просто работа. И наблюдать, и работать с ним была одна сплошная радость».

В кино Борис Иванов начал сниматься в 1961 году, и его первой ролью стал Жорж Прадье в фильме «Ночной пассажир». Несмотря на то, что в жизни он был крайне доброжелательным человеком, в кино ему часто приходилось играть отрицательных персонажей. «Если подсчитать, скольких людей я предал, отравил, застрелил, повесил или столкнул в пропасть — это же просто ужас!» — рассказывал Борис Владимирович.

Среди сыгранных им персонажей были заговорщики, придворные интриганы, убийцы и воры. В киноромане «Вечный зов» он сыграл фашистского генерала контрразведки, в драме «Агония» — заговорщика Лазоверта, в сказке «Кольца Адьманзора» — вельможу Интригио. Среди наиболее заметных работ актера в кино стоит также упомянуть роль Дона в картинах «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент» и Лофтуса в историческом сериале «Россия молодая». Борис Иванов также сыграл в фильмах «Бешеное золото», «Версия полковника Зорина», «Время желаний», «Конец атамана», «Ленин в Париже», «Мираж», «Не самый удачный день», «Отец Сергий», «Преждевременный человек», «Следствие ведут знатоки», «Чисто английское убийство» и «Вся королевская рать». Георгий Тараторкин рассказывал: «Для меня это был один из самых близких людей в этом театре. Ничто так не сближает в театре, как серьезное творческое испытание. Мы встретились до того, как я пришел в театр, на съемках фильма «Чисто английское убийство». Мне было так очаровательно наблюдать за ним, за его легким существованием в кадре, изяществом, профессионализмом и тонким юмором».

Борис Иванов также занимался дубляжом фильмов, в частности, им была озвучена Дафна в исполнении Джека Леммона в фильме «В джазе только девушки».

Борис Иванов был не только прекрасным актером, но и разносторонне развитым человеком. Он очень любил классическую музыку, особенно выделяя произведения Верди, Моцарта, Гайдна, Штрауса, Вайтейфеля, Шуберта и Шумана. Интересовался Борис Владимирович и живописью - Нестеров, Крамской и Левитан были его любимыми художниками. Кроме того, Иванов очень любил водить автомобиль и возиться с механизмами.

Он много путешествовал, посетил со своей супругой Египет, Италию, Израиль и Скандинавию. Они объездили всю Европу, возвращаясь в некоторые страны по несколько раз. Летом 2002 года Борис Иванов побывал на гастролях в США со спектаклем «Милый друг», а осенью того же года сыграл в премьере спектакля «Комики» в дуэте с Анатолием Адоскиным. Этот спектакль, поставленный Борисом Щедриным, стал последней работой актера. Режиссер Борис Щедрин рассказывал: «Когда мы начали репетировать, я не знал, что Борис Владимирович чувствует себя не очень хорошо. Его привозили на машине и провожали до лифта. Самое поразительное, что через несколько минут после начала репетиции все менялось. Это было что—то удивительное — маленькое чудо. Борис Владимирович становился сразу каким—то иным, очень восприимчивым и внятным. Меня встречали актеры и говорили: «Зачем мучаешь старика, представляешь, ведь если что—то случится, ты же себе этого не простишь!» А он продолжал упорно работать. Именно он научил меня думать о том, что театр лечит. К премьере Иванов просто ожил: глаза молодые, горят. Никому даже в голову не приходило, что здоровье у него неважное. Вы себе не представляете, как он был счастлив!»

Борис Иванов активно работал, несмотря на то, что плохо себя чувствовал и испытывал большие проблемы со зрением. Евгений Стеблов рассказывал: «Он себя сжег. Сознательно или бессознательно — не знаю… Мы поражались в этом году, что он с собой делает! Мы должны были ехать в гастрольный тур в Америку, и можно было его заменить. Но он настоял, чтобы его взяли, и проехал с нами тяжелейший гастрольный тур, на другом континенте, в другом временном поясе. Потом он поехал с женой в Италию, и там ему стало плохо. Он попал в больницу. Как—то его выходили. И, приехав, он опять окунулся в работу. Он репетировал утром и вечером…»

В конце 2002 года у Бориса Иванова случился инсульт, и 2 декабря 2002 года он скончался.

Борис Иванов похоронен на Ваганьковском кладбище.

Андрей Гончаров
  Источник:  КИНО-ТЕАТР | Актёры советского и российского кино | Чтобы помнили
  Буква  И   Знаменитости    
 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты