Настоящее имя Габриэ́ль Бонёр Шане́ль (фр. Gabrielle Bonheur Chanel)
19 августа 1883, Сомюр (Франция)
—
10 января 1971, Лозанна (Швейцария)
Была ведущим французским модельером, чей модернизм, вдохновлённость мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из неё, возможно, самую важную фигуру в истории моды XX столетия.
Шанель принесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье.
Влияние Коко на высокую моду было настолько сильным, что её — единственную из истории моды — журнал «Тайм» внёс в список
ста самых влиятельных людей XX века.
©
Родилась в Сомюре в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет в 1893 в Оверни. Мать умерла, когда Габриель едва исполнилось двенадцать, позже её с четырьмя родными братьями и сестрами оставил отец; дети Шанель были тогда на попечении родственников и провели некоторое время в приюте.
В 18 лет Габриель устроилась продавцом в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Любимыми песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что ей и дали прозвище — Коко. Габриель не преуспела в качестве певицы, однако во время одного из её выступлений офицер Этьен Бальзан (Etienne Balsan) был очарован ею. Она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Кепелу (Arthur Capel).
Свой первый магазин она открыла в Париже в 1910, продавая дамские шляпы, и в течение года дом моды переместился на улицу Камбон, 31, где и находится по сей день, как раз напротив отеля «Риц».
Антракт
Несмотря на огромный успех моделей Шанель, в 1939 году Коко закрыла все бутики и дом моды, потому что началась Вторая мировая война. Многие кутюрье покинули страну. Коко уехала в 1939 на 14 лет из Парижа, жила в Швейцарии и на юге Франции.
Осенью 1940 года, пребывая в состоянии абсолютной бездеятельности и как следствие в почти полном забвении, Габриель встречает человека, который станет ее возлюбленным на последующие годы.
В июне 1940 ее племянник Андре Паласе был взят в плен немцами. В попытке вернуть племянника из неволи, Коко обратилась к немецкому дипломату Гансу Гюнтеру фон Динклаге, с которым давно была знакома.
Родился он в Ганновере в 1896 году. Мать его была англичанка, он получил прекрасное образование и одинаково блестяще разговаривал на английском и французском языках. Живой и остроумный, страстный любитель музыки, он к тому же был еще и красавцем. Друзья прозвали его «Шпатц», что по немецки значит «воробей», за ту легкость, с которой он порхал по жизни и влетал в сердца самых красивых женщин.
Галантный немец пообещал похлопотать и Андре Палас в итоге был освобожден. Нужно ли говорить, что Коко испытывала бесконечную благодарность Шпатцу за оказанную услугу и ее привязанность к нему от этого только возросла.
В тягостный период бездействия, начавшийся после закрытия ателье, Габриель, будучи одержима мечтой положить конец войне, в ноябре 1943 года хотела встретиться со своим другом Уинстоном Черчиллем, чтобы попытаться убедить его согласиться с принципами секретных англо-германских переговоров.
Габриель изложила свой план Теодору Момму, отвечающему в оккупационном правительстве за французскую текстильную промышленность, с которым ее познакомил Шпатц. Теодор Момм передал предложение в Берлине Вальтеру Шелленбергу, который руководил Шестым управлением, контролировавшим службу внешней разведки. Против ожидания Момма, Шелленберг счел его предложение интересным, и была достигнута договоренность об операции «Модельхут» — «Модная шляпа». Впрочем, «операция» — слишком громко сказано: речь шла всего навсего о том, чтобы разрешить Габриель поездку в Испанию с пропуском, действительным в течение каких-нибудь нескольких дней, чтобы встретиться там с Черчиллем.
Габриель едет в Мадрид, однако встреча не состоялась, так как Черчилль был болен, и она вернулась в Париж, удрученная провалом своей миссии. И, хотя вела она себя там явно нейтрально, все её контакты с немцами были замечены и «взяты на карандаш». По окончании войны на неё, в связи с этим, навесили ярлык пособницы фашистов, обвинили в коллаборационизме и даже «упекли» ненадолго за решётку…
Сам Уинстон Черчилль в 1944 году вступился за неё и договорился с новыми властями Франции о том, чтобы Мадемуазель отпустили, но французы были настолько агрессивно настроены против своей, некогда любимой «кутюрье», что её выпустили только с условием, что она покинет Францию. Шпатцу к этому времени удалось покинуть Париж, но Габриель не имела никаких известий о нем. Она снова осталась одна.
Стареющая, разлученная с любимым делом и стоящая на грани депрессии, Габриель отправилась на несколько лет лелеять свою тоску в Швейцарию.
В 1920 году с помощью русского князя Дмитрия Романова Коко Шанель познакомилась с эмигрантом из Российской империи Эрнстом Бо, который являлся парфюмером. По ее просьбе, он собрал в 20 разных пробирок смеси цветочных ароматов и предоставил их ей. Коко выбрала пробирку под номером 5, и после добавления туда запаха ландыша назвала их «Шанель №5».
Возвращение в мир моды
В 1954 году 71-летняя Габриель вернулась в мир моды и представила свою новую коллекцию. Однако былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона. Коко усовершенствовала свои классические модели, и в результате самые богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Костюм «от Шанель» стал символом статуса нового поколения: изготовленный из твида, с узкой юбкой, жакетом без воротника, обшитым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами. Также Коко вновь представила дамские сумочки, ювелирные изделия и обувь, которые впоследствии имели ошеломительный успех.
В 1950—1960-е годы Коко сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году легендарная актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».
10 января 1971 года в возрасте 87 лет великая Габриэль скончалась от сердечного приступа в отеле Риц.
Похоронена в Лозанне в Швейцарии в могиле, на верхней части надгробия которой изображены пять львов.
С 1983 года Карл Лагерфельд принял руководство домом моды Шанель и стал его главным дизайнером.
Сумочка
«Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», — заявила в 1954 году Коко Шанель.
А в феврале 1955 мадмуазель Шанель представила небольшую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке. Женщины впервые смогли носить сумку удобно: просто повесить на плечо и совершенно о ней забыть.
Мода на Загар
Загар стал модным именно со времен Шанель. А произошло это, скорее, случайно. В 1923 году Коко обгорела на солнце во время круиза, а общественность тут же подхватила "тренд", когда Коко появилась в таком виде в Каннах.
Chanel No. 5
В 1921 году появились знаменитые духи «Chanel № 5». Их авторство, однако, принадлежит русскому парфюмеру-эмигранту Эрнесту Бо.
До Шанель женские духи не обладали сложными запахами. Это были моноароматы. Шанель выступила новатором, предложив женщинам первый синтезированный парфюм, не повторяющий запах какого-нибудь одного цветка.
Маленькое чёрное платье
Коко Шанель также популяризировала маленькое чёрное платье, которое можно было носить в течение дня и вечера в зависимости от того, как оно дополнено аксессуарами. В 1926 году американский журнал Vogue приравнял по универсальности и популярности «маленькое чёрное платье» к автомобилю «Ford».
Из опубликованных афоризмов Коко Шанель
- Всякий раз, когда я поступаю благоразумно, это оборачивается для меня несчастьем.
- Когда мой стиль отвергли, я восприняла это не как конец моего творчества, а как конец моей эпохи.
- Я создавала одежду для женщин всего мира, а теперь они стремятся ходить раздетыми.
- Я любила двоих. Одного женила, другому сделала карьеру.
- Женщина в отчаянье перестает быть женщиной.
- Влюбляясь, я всегда полностью отдавалась своему чувству. Но когда мне приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Я всегда была сильнее своих страстей; работа была для меня своеобразным наркотиком. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин…
- Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины.
- Так вот что такое слава: одиночество.
- Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.
- Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, – значит, она была одета идеально.
- Есть люди у которых есть деньги, и есть богатые люди.
- Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.
- Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
- Для независимости никогда не может быть чересчур много денег.
- Самое лучшее в любви — это заниматься ею.
- Если женщина не красива — то она просто глупа.
- Люди не умеют жить. Их этому не учат.
- Я оцениваю людей по их манере истрачивать деньги. Деньги – не самоцель, а материальное доказательство того, что человек не ошибся.
- Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.
Коко Шанель в кинематографе
1978 — «Женщина, Эпоха» (1 серия «Коко Шанель»), французский телесериал.
1981 — «Одинокая Коко Шанель», американо-франко-британский фильм с Мари-Франс Пизье, Тимоти Далтоном и Рутгером Хауэром в главных ролях. Премьерам фильма состоялась 16 октября 1981 года.
2008 — «Коко Шанель», итало-франко-британский телевизионный фильм, премьера которого состоялась 13 сентября 2008 года на канале Lifetime Television.
2009 —«Коко до Шанель» , французский фильм с Одри Тоту вышел на экраны 22 апреля 2009 года. Он собрал в прокате 50 млн $.
2009— «Коко Шанель и Игорь Стравинский», французский художественный фильм Яна Кунена, снятый по роману Криса Гринхала «Коко и Игорь» и вышедший на экраны 24 мая 2009 года. В фильме рассказывается об отношениях между Коко Шанель и Игорем Стравинским.
Интересные факты
В честь 125-летия со дня рождения Коко Шанель глава Модного дома Chanel Карл Лагерфельд представил уникальный дизайн юбилейной монеты номиналом в 5 евро с изображением легенды мировой моды. Золотая монета (тираж 99 штук) оценена в 5900 евро, а одну из 11000 серебряных монет можно приобрести за 45 евро.
Как сообщает the Telegraph, в книге историка Хэла Вогана "В постели с врагом: тайная война Коко Шанель" (Sleeping with the Enemy: Coco Chanel's Secret War) рассказывается, что знаменитая модельер сотрудничала с германским правительством во время Второй мировой войны. По словам историка, Коко Шанель не просто "сливала" нацистам инсайдерскую информацию из Франции, но и официально числилась в немецкой разведке. На счету Шанель более десятка успешно выполненных шпионских миссий.
Хэл Воган пишет также, что одна из самых знаковых фигур в мире моды XX века была любовницей немца Ганса Гюнтера фон Диклаге. Это достаточно известный факт, и до недавнего времени историки не придавали ему особого значения. Однако, как пишет историк, согласно рассекреченным недавно документам из швейцарских военных архивов, Гюнтер фон Диклаге был на хорошем счету у германской разведки и лично переписывался с Гитлером и Геббельсом. Интересно, что историки, которые часто любят противоречить друг другу, в случае с Коко Шанель пришли к редкому согласию.
• Начала свою деятельность в мире моды, открыв в 1909 г. шляпный салон в Париже.
• В 1913 г. открыла предприятие в Довилле, где создавала женскую одежду.
• Настоящий успех пришел к Шанель во время Первой мировой войны благодаря практичным и удобным моделям.
• В 1914 г. Шанель создала платье-рубашку, костюм из трикотажного полотна.
• В 1915 г. открыла дом моды в Бьярицце, в 1919 г. — Дом высокой моды в Париже, став законодательницей моды 1920-х гг.
• Шанель ввела в моду загар и короткую стрижку.
• В начале 1920-х гг. в творчестве К. Шанель прослеживались «русские мотивы»: вышитые платья и пальто с меховыми отделками.
• В 1920-е гг. она предложила идею модной бижутерии.
• В 1921 г. представила свои знаменитые духи «Шанель № 5» — первые французские духи с «абстрактным ароматом».
• В 1929 г. открыла бутик в Париже, где продавались аксессуары, шали, сумки, бижутерия, духи.
• В 1926 г. К. Шанель создала «маленькое черное платье», которое было многофункциональной вещью «вне моды», предложив тем самым концепцию минимализма в моделировании одежды.
• В 1930-е гг. создавала вечерние платья из хлопка и золотого ламэ, строгие повседневные костюмы с металлическими пуговицами.
• В 1939 г. Шанель закрыла Дом высокой моды, который вновь открыла только в 1954 г.
• В коллекции весна/лето 1955 г. впервые представила «костюмы в стиле Шанель».
• Как и «маленькое черное платье», «костюм Шанель» — универсальная модель для всех случаев жизни и женщин всех возрастов — был альтернативой меняющейся моде — стилю «нью лук» К.Диора.
• К. Шанель предложила концепцию «стиля Шанель», который создавался за счет узнаваемых деталей: кантов, металлических пуговиц, цепочек и жемчужных ожерелий, цветка камелии.
• После смерти К. Шанель коллекции «Шанель» разрабатывали Гибурже, с 1983 г. — К. Лагерфельд.
© №7, 18 февраля 1995, 00:00
КОКО ШАНЕЛЬ — ЖЕНЩИНА-ЛЕГЕНДА
Очарование Коко Шанель заключалось в ее своеобразной красоте, оригинальном, саркастическом уме и странном характере, в котором свободолюбие сочеталось с постоянной тягой к одиночеству... Под власть этой женщины подпадали мужчины и женщины, аристократы и актеры. Но можно ли было назвать ее «роковой»? Вряд ли... Роковой она была для самой себя.
Коко Шанель прославилась не только своей деятельностью в качестве законодательницы мод, но и своими романами с высокопоставленными особами и тиранством по отношению к окружающим ее людям - она третировала тех, кому делала добро, унижала их своими благодеяниями. Про нее говорили, что ее подарки похожи на пощечины. Суждения Коко о людях были убийственны, грубость ее - высокомерна. Она была потрясающе работоспособна, энергична и - презирала людей.
Коко никогда не говорила правды о своем происхождении. А родилась она в маленькой французской деревушке Понтёй. Мать ее умерла очень рано, отец сбежал, бросив детей, которых поместили в приют. Позже 17-летнюю Габриэль Шанель и ее тетку Адриенну, которая была всего на несколько лет старше племянницы, обучили в аббатстве шить и вышивать. Девицы оказались чрезвычайно способными к этому ремеслу и весьма работящими, так что по окончании обучения их без труда определили в «Торговый дом ведомства Святой Марии» («шелк, кружева, ленты и прочее») в городе Мулене. Вскоре об их золотых руках стали ходить легенды, и состоятельные заказчицы буквально рвали их друг у друга. Габриэль было тогда 20 лет.
Годы, прошедшие между этим временем и началом профессиональной карьеры Шанель как творца в сфере моды и стиля, послужили сюжетом для литературного произведения: о них подробно рассказано в книге Э. Шарль-Ру «Непорядочная женщина» и в альбоме «Эпоха Шанель».
Мулен - гарнизонный город. Офицеры 10-го коннострелкового полка подметили и оценили прелести Габриэль и Адриенны. Девушек водили в кафе, в концерты и на ипподромы. Жизнь Габриэль находилась тогда в некоем неустойчивом равновесии, и она всеми силами старалась прежде всего создать себе репутацию добропорядочной девушки, дабы ее не сочли «доступной женщиной». Она, безголосая и угловатая, пытается пробиться на эстраду в муленском кафешантане «Ротонда», которое посещало только высшее офицерство. Исполняемая ею песенка «Кто видел Коко в Трокадеро?» имела успех, и появление Габриэль на сцене неизменно сопровождалось требованием зрителей: «Коко!.. Коко!..» Так к Шанель на всю жизнь прилипло прозвище Коко.
Позже она стала работать раздатчицей воды из целебного источника. А в 1908 году сошлась с молодым богатым буржуа Этьеном Бальсаном. В то время она оказалась на распутье: еще появлялась на ипподроме с офицерами, привлекая всеобщее внимание своими элегантными туалетами, которые мастерила сама, но уже была скомпрометирована причастностью к полусвету - ее подруги и тетя Адриенна тоже считались «непорядочными», то есть такими женщинами, которых мужчины охотно знакомят со своими приятелями, но никогда не представляют матерям или сестрам.
В возрасте 25 лет Коко проводила время с Бальсаном в развлечениях и кутежах. Она стала прекрасной наездницей, приобрела светские манеры, но все еще считалась содержанкой, которую не пускают в порядочное общество.
Через некоторое время она познакомилась с Артуром Капелем по прозвищу Бой - английским бизнесменом загадочного происхождения. Это была самая большая, если не единственная любовь Габриэль. Капель увез ее в Париж и оборудовал там для нее первый «бутик». Так Габриэль сделалась модисткой. Ее клиентками стали знакомые дамы Боя, сначала побуждаемые простым любопытством, но в последствии обеспечившие успех ее делу.
В 1912-1913 годах Шанель придумала совершенно новые фасоны платьев и шляпок. В 1916 году открыла еще два магазина на модных курортах Довиль и Биарриц, а затем - роскошный «Дом мод» в Париже. К 1917 году на нее работало 300 портных и модисток. В конце 1919 года Бой Капель погиб в автомобильной катастрофе, но к этому времени Коко уже стала независимой, знаменитой и богатой. Это дало ей право быть принятой в высшем свете.
Годы с 1920 по 1939 были «золотой эпохой» Коко Шанель. Ее слава упрочилась, богатство росло. В 1921 году она - с пятой попытки - создала знаменитые и по сей день популярные духи «Шанель № 5». Великий князь Димитрий, двоюродный брат последнего русского царя, подарил ей свое единственное достояние - великолепные меха. Его сестра, великая княгиня Мария, стала заведующей цехом вышивки фирмы Шанель. Одно время большая часть изделий фирмы выполнялась в русском стиле. Коко принимала у себя многих знаменитых людей, в том числе С.Дягилева, П.Пикассо, Ж.Кокто, И.Стравинского.
Это она ввела в моду ткань джерси, заменив ею шелк, и парашютный материал типа «болонья». Это она придумала так называемые «пляжные пижамы» и внедрила сочетания белого с черным и белого с синим.
В середине 29-х годов Коко сошлась с одним из крупнейших английских вельмож - сказочно богатым лордом Вестминстером. Он сделал ей предложение, но она отказалась, словно гордясь своей репутацией «женщины, на которой не женятся». Они остались добрыми друзьями.
В 1928 году Коко владела роскошным «Домом Шанель» в центре Парижа. Ее близким другом и компаньоном стал художник-декоратор Поль Ириб, скромный и вполне заурядный человек. Он умер скоропостижно на вилле Габриель во время игры в теннис.
В 1931 году Коко была приглашена в Голливуд, но ей не удалось привить свои моды и стиль кинозвездам, и она вернулась в Париж. В последствии она написала: «Я восхищалась Америкой... А для многих американцев я была олицетворением Франции».
По возвращении на родину Шанель пережила жестокий удар - ее служащие объявили забастовку, и она не могла войти в собственные владения. В довершение к этой неприятности у нее появились мощные конкуренты -Ланвен, Дусе и другие. «Дом Шанель» пришлось закрыть, персонал был уволен. И тут началась Вторая мировая война.
В эти годы, когда некоторые законодатели моды продолжали творить, Коко не подавала признаков жизни. Известно лишь, что ее любовником стал немецкий красавец офицер Ханс-Гюнтер фон Динклаге. Их связь продолжилась и после окончания войны и чуть было не погубила Шанель. Ходили слухи о какой-то загадочной «секретной миссии», когда она через Испанию якобы пыталась связаться с Черчиллем с целью помочь заключить сепаратный мир с Германией(?!). После освобождения Франции Габриэль заподозрили в предательстве и арестовали. Но очень скоро она была освобождена, хотя не известно, кто из власть имущих заступился за нее в ту тревожную осень 1944 года.
Коко Шанель поселилась в Швейцарии, где постоянно переезжала с места на место, а в Сан-Морице в 1946 году целыми вечерами рассказывала о себе писателю Полю Морану, которого уполномочила написать свою биографию. Книга не получилась, но в 1976 году он опубликовал несколько отрывков из нее под названием «Поступь Шанель».
В конце 1940-х годов Коко оставалась в тени - жила вроде бы как эмигрантка. И тогда ей был нанесен еще один жестокий удар - совершенно неизвестный модельер Кристиан Диор изобрел новый стиль. Фасоны, благодаря которым Шанель стремилась облегчить или упростить женщинам существование, были начисто отвергнуты. Покрой новых платьев снова стал перегруженным. Коко, однако, была уверена, что эта мода кратковременна и в 1953 году - ей тогда уже перевалило за семьдесят, и она превратилась в тощую, раздражительную, ехидную старуху - принялась готовиться к реваншу.
Коллекция, выставленная в феврале 1954 года, с треском провалилась. Однако спустя некоторое время американским покупательницам с Пятой авеню пришлась по вкусу мода, отвергнутая парижанками, и они бросились на защиту новых моделей Шанель. Мало-помалу широкая публика вновь оценила очарование упрощенных, «реалистических и логических» фасонов. Как выразилась сама законодательница мод, «эти господа (мужчины-модельеры), вторгшиеся в ее владения, пока она отсутствовала, даже не представляют себе, как следует одевать женщин!».
В возрасте 85 лет Коко Шанель снова стала творцом нового стиля - «аскетического», или классического. Другие модельеры копируют ее модели, что доставляет ей огромную радость: она второй раз изменила облик женщин. Знаменитый розовый костюм Жаклин Кеннеди был создан для нее Шанель. Стиль «Коко Шанель» проник во все сферы общества. Свою жизнь она закончила в полном одиночестве в возрасте 88 лет - высокомерной, злопамятной и властной старухой.
Перевела Валентина Гинзбург / «Ле Пуэн», 1994