Библиотека
  »   Знаменитости   »   Буква  О, У   »   Просмотр материала  / Оскар Уайльд. Запретная страсть. /
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж
Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 1
Заглянувшие: 1
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Оскар Уайльд. Запретная страсть.
Оцени заставку:
1561 1 | 5
    № 466     29 Август 2011  
  Англия  
  Заставка к материалу:
Кадр из фильма «Уайльд». Режиссёр Брайан Гилберт, 1997 г.
О́скар Фи́нгал О’Фла́эрти Уи́ллс Уа́йльд
(англ. Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde)

16 октября 1854, Дублин, Великобритания (ныне Ирландия)

30 ноября 1900, Париж, Третья французская республика


Английский поэт, писатель, эссеист ирландского происхождения.

Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, яркая знаменитость своего времени.

Лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное поведение» и после двух лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию, где жил в нищете и забвении под изменёнными именем и фамилией.

Наиболее известен своими пьесами, полными парадоксов, крылатых фраз и афоризмов, а также романом «Портрет Дориана Грея» (1891).
  ©     13/01/10 15:05
Я предпочитаю мужчин с будущим, а женщин - с прошлым.
Оскар Уайльд

Оскар Уайлд родился в Дублине. Его родители были весьма эксцентричными людьми. Мать мечтала, чтобы у нее родилась дочь. Когда же родился второй сын, Оскар Фингал О'Флагерти Уиллз Уайлд, она. как это и было принято стала одевать его в девичью одежду.

Уайлд был высоким элегантным и красивым юношей. Он начал учиться в Оксфорде, где и сформировались его неподражаемое остроумие, изящные манеры и своеобразный стиль одежды.

Вскоре после окончания университета Уайлд стал любимцем лондонского общества. Он был дорогим гостем на любой вечеринке и во всех салонах, и его буквально заваливали приглашениями. Один из его современников написал: "Он был, без преувеличения, самым великолепным собеседником, которого я встречал в своей жизни... Никто не мог затмить его в любой компании. В его присутствии вообще ни на кого больше не обращали никакого внимания".


Уайлд зарабатывал себе на жизнь тем, что писал рецензии на книги и произведения искусства, а также чтением лекций в Англии и Америке. Затем он стал писать комедийные произведения и добился на этом поприще огромного успеха. Он был экстравагантен, щедр, скандален и, самое главное, счастлив. История его падения звучит сегодня просто невероятно и по сей день остается одной из самых знаменитых литературных катастроф.


В молодости Уайлд был однозначно гетеросексуален. Гомосексуализм его даже слегка шокировал. Первой его любовью была Флорри Бэлкум, с которой он познакомился, когда ему было 21 год. Сердце его было разбито, когда она решила выйти замуж за Брэма Стокера, автора "Дракулы". Через несколько дней Уайлд безуспешно пытался ухаживать за красавицей-актрисой Лилли Лангтри, которая была тогда замужем. В молодости Уайлда было еще несколько увлечений. Кроме этого, он иногда пользовался услугами проституток. Однажды вечером он объявил своему другу Роберту Шерарду о том, что его зовут страсти, и вышел из дома. На следующее утро, встретив Шерарда, Уайлд сказал: "Какие же мы все же животные, Роберт". Когда Шерард сказал, что очень опасался того; что Уайлда могли ограбить, тот лишь ответил: "Им отдают все, что есть в этот момент в карманах".

В 1881 году Оскар познакомился с Констанцией Ллойд, красивой и ласковой девушкой, за которой стал пылко ухаживать и которой стал писать страстные поэтические письма. Они были безумно влюблены друг в друга и поженились в 1884 году. Медовый месяц провели в Париже. В течение нескольких следующих лет Оскар и Констанция горячо любили друг друга. У них родилось два сына, которых они назвали Сирил и Вивиан. Оскар обожал своих детей, но был совершенно не приспособлен к повседневной мирной семейной жизни.


До сих пор не ясно, что именно заставило Уайлда стать гомосексуалистом. Еще в Оксфорде, вероятно, он заболел сифилисом после очередной сексуальной связи с проституткой. В то время эту болезнь лечили ртутью. (Это, в частности, вызывало сильное изменение цвета зубов, от чего Уайлд явно страдал). Перед тем, как Уайлд сделал предложение Констанции, он прошел медицинское обследование. Врачи заверили его в том, что он полностью излечился от своей болезни. Через два года он обнаружил ее рецидивы.


Он прекратил сексуальные отношения с Констанцией и стал прибегать к услугам лиц мужского пола. Роберт Росс, который сохранил свою преданность Уайлду до конца его жизни, как-то похвастался, что был "первым мальчиком" Оскара, когда ему было 17 лет, а Уайлду 32. Тем не менее, лишь в 1891 году Уайлд познакомился с 22-летним аристократом лордом Альфредом Дугласом, которого члены семьи и друзья называли "Бози" и которому суждено было стать самой большой любовью в жизни Уайлда.

Альфред Дуглас родился 22 октября 1870 года. С раннего детства его окружала роскошь домов и столов, множество нянь и слуг - такова была цена принадлежать к старейшему Шотландскому роду, берущему своё начало с Карла Великого и прославленного с 14 столетия. Леди Куинсбери прозвала своего младшего сына Альфреда за необычный повелительный нрав и за «божественную» красоту - Бози (Bosie) от английского “bossy” – «любящий распоряжаться», знала бы она, что это прозвище будет с ним на протяжении всей его жизни и даже переживёт его самого.


В колледже Магдалины, юного Бози особо не любили, причина - бешеный характер, частые смены настроения, порой не подающиеся никакому разумному объяснению, его стремление подчинить всех своей воли: от друзей до неприятелей своим взглядом на вещи, порой касающихся исключительно делом личного.


Когда молодому лорду исполнилась 17 лет, его мать Леди Куинсбери начала бракоразводный процесс с отцом её сыновей и со своим некогда любимым мужем восьмым маркизом Шотто Куинсбери за многочисленные супружеские измены. Бракоразводный процесс привлёк к себе внимание всего Лондона, ведь главный его виновник слыл скандалистом и воинствующим атеистом, за что был исключён из Палаты Лордов. Полный развал семьи сыграл важную роль в формировании Альфреда как психологически травмированной личности. Постоянные ссоры отца и матери, наблюдаемые им с раннего детства; рукоприкладство к братьям и в частности к нему, вызывало у Бози чувство обиды, которое подкреплённое страданиями матери перешло в ненависть к отцу уже в юности.


Молодой Альфред жил в семье, где обитали ссоры и постоянные судебные разбирательства: будь то судебные процессы его отца с почтенными лицами Лондона, или бракоразводный процесс родителей. Бози не хватало любви и тёплого домашнего очага, в результате чего, он погрузился в себя, в свою красоту, любование которой доходило до открытого проявления нарциссизма. В Оксфорде он начал писать стихи, слишком эмоциональные и дерзкие, но при этом не отличающиеся превосходным стилем и выдержанным размером.

Как бы сложилась судьба Альфреда Дугласа и судьба английского общества конца XIX века не известно, если бы в его руки в 1891 г. не попала замечательная книга, о которой тогда говорил весь Лондон, осуждая её, и называя аморальной. Этой книгой была «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Перечитав книгу 11 раз, как он сам утверждал, встал вопрос познакомиться с автором книги, что так магически его околдовала.

По воле судьбы хороший знакомый Альфреда поэт Лайонел Джонсон был знаком с Оскаром Уайльдом, поэтому вопрос о знакомстве стал не сложным, ибо, в этом ему виделся будущий успех. Как он надеялся, познакомившись с Уайльдом, он войдёт в поэтические солоны, где получит признание как поэт. И, осенью 1891 года, когда Альфреду исполнилось 21 год, а Оскару Уайльду 37 - произошло долгожданное знакомство в самом доме Уайльда, в котором жили жена Констанция и двое сыновей - Сирил и Вивиан.

Альфред робко признался Принцу Парадоксу, что учится в Оксфорде и пишет стихи, что пришлось по душе Уайльду, затем, попросил, называть его просто Бози. Упоённый мелодичной речью Уайльда, юный аристократ вышел из дома на Тайт Стрит 16 под большим впечатлением, в свою очередь Уайльду запомнилось «ангельское выражение» непорочного эллина, словно «воскресшего их давних греческих мифов».

Это была любовь с первого взгляда. Бози обладал всеми качествами, которыми Уайлд восхищался. Они оба обожали роскошь. Началась их бурная дружба, и они стали неразлучны.

Между ними началось общение, пока очень редкое, Уайльд подарил Дугласу книгу своих стихов 1881 г. и «Портрет Дориана Грея» с дружеской надписью. Быть может, этим знакомство бы и ограничилось, если бы не «щепетильный» случай жизни Дугласа. Бози гостил в доме своего несовершеннолетнего друга (в Англии в то время совершеннолетие получали в 21 год, Дугласу на 1892г. уже было столько), к которому испытывал открытую страсть, но родители друга нашли письма Дугласа с довольно «странным содержанием» и принялись его шантажировать, с целью получения денег от богатого семейства. Не зная никого из близкого окружения, кто мог бы его понять и помочь, он обращается к Уайльду, чья приверженность к уранической любви, несомненно, была известна Дугласу, и получает обещание о помощи. Связавшись с адвокатом, Уайльд выкупает через посредников письма, даёт взятку шантажистам, спасая Дугласа от позора.

Бози занимает место возлюбленного Уайльда, сместив с этого места Джона Грея, поэта и доброй души человека, а также, посягнул на самое святое, что было у Художника слова – на одиночество, в союзе с которым были созданы шедевры мировой литературы. Неумение оставаться одному и считаться с предпочтениями других, Бози отрывал «пустыми разговорами» Уайльда от творчества и семьи, в результате чего Уайльд так и не смог закончить две свои трагедии «Флорентийская трагедия» и «Святая блудница», но самое главное, не мог проводить время с детьми, которых, несомненно, любил.


Но любовь к Бози была сильнее всего, пребывая с ним, он словно был в самое святых Искусства, явно рискуя респектабельностью, семьёй, творчеством. Бози влиял на Уайльда, больше, чем Уайльд влиял на него, увы, но тогда это знали лишь их друзья, тогда как общество и родственники Дугласа винили Уайльда в развращении прекрасного и невинного юноши. В реальности, Уайльд лишь познакомил Дугласа с кругом людей, общаясь с которым можно было легко найти подходящего спутника на ночь, что Бози и делал.

В их отношениях было много страстей, признаний в любви, так и слёз, расставаний. Они дополняли друг друга и губили с одинаковой успешностью. Их дружба вызывала отвращение и насмешки везде, где бы они ни появлялись, будь то Лондон, Париж, Флоренция или Алжир. И в тоже время их любовь, и ничем не объяснимая, фатальная страсть, вызывали ревность у друзей Уайльда, особенно у Роберта Росса, молодого литератора, который первый соблазнил ещё не искушённого Уайльда в 1886 году (на тот момент Россу было 17, а Уайльду 32). Эта ревность копилась долго и выражалась порой в ссорах с Бози, которого вывести из себя ничего не стоило. И действительно за три года отношений Уайльда с Бози, вплоть до суда, Роберт Росс, он же Робби играл второстепенную роль друга, первое же место принадлежало Дугласу.

Во время путешествия Уайльда и Бози по Алжиру в январе 1895 г. за 3 месяца до суда, они встретили в Бискре молодого и начинающего французского писателя Андре Жида (Лауреат Нобелевской премии по литературе 1949 г.). Андре Жид посчитал Дугласа не таким уж и красивым, каким его всегда описывал Уайльд, но точно подметил то огромное влияние, оказываемое Бози на Оскара: от выбора блюд в ресторане до прямого указывания что делать. В своёй автобиографии Жид писал: «личность Дугласа была более сильной и ярко выраженной, чем личность Уайльда; да, у Дугласа была действительно более развитая индивидуальность, проявлявшаяся в страшном эгоизме; им руководила какая-то фатальная предопределённость, моментами казалось, что он не несёт ответственности за свои поступки; он никогда не противился своей натуре и не допускал, чтобы что-либо или кто-либо ей противился. По правде говоря, Бози меня крайне интересовал, но он и впрямь был «ужасен», и думаю, это он виноват во всех бедах Уайльда. Рядом с ним Уайльд казался мягким, нерешительным и слабовольным. Дуглас, словно испорченный ребёнок, норовил разбить свою самую лучшею игрушку, он ни чем не был удовлетворён и что-то его толкало всё дальше».


Вокруг имени Уайлда и Бози ходили всякие слухи и сплетни, но все, вероятно, закончилось бы тихо, если бы в дело не вмешался отец Бози, восьмой маркиз Куинсберри. Сексуальные пристрастия его сына, о которых он был прекрасно осведомлен, привели его в ярость. Кульминацией его злобы стала знаменитая открытка, которую он послал в клуб, членом которого был Уайлд. На открытке было написано только три слова: "Оскару Уайлду, гомосексуалисту".' Уайлд был разъярен, и его злость толкнула его на необдуманный поступок. Он подал в суд на Куинсберри, обвинив его в клевете. К огромному удивлению всего суда выяснилось, однако, что Куинсберри великолепно подготовился к процессу. Он нанял целую команду частных детективов и платных информаторов и с их помощью разыскал многих из тех юношей, с которыми Уайлд познакомился через Тейлора. Когда стало ясно, что эти юноши в любой момент могут выступить в суде, обвинитель отказался от дальнейшего ведения дела, и маркиз был полностью оправдан. Друзья Оскара умоляли его срочно покинуть Англию, но он отказался сделать это. Не прошло и месяца, как Уайлд был арестован. Теперь уже Куинсберри подал на него в суд, представив доказательства его сексуальной извращенности. Сутенер Тейлор тоже был арестован, но отказался дать показания против Оскара Уайлда. В ходе второго судебного разбирательства, одного из самых сенсационных в английской истории, Уайлд был полон самообладания и выступал, как всегда, очень остроумно. Этого оказалось недостаточно. Один за другим в суде появлялись мальчики и юноши, которые давали такие, например, показания: "Уайлд попросил меня представить себе, что я — женщина, а он — мой любовник... Обычно я сидел у него на коленях, а он ласкал меня, как если бы я был девушкой..." Активной стороной при этом был всегда Уайлд.

Он выступил в процессе со своей знаменитой речью "Любовь, которая не смеет назвать своего имени" (строка из одного из стихотворений Бози), которая была такой прочувствованной, что была встречена аплодисментами.

Дело отложили до третьего процесса. Оказавшись на свободе, Уайлд опять отказался бежать из страны. Третий процесс завершился для Уайлда трагически: и он был приговорен к двум годам каторжных работ, что было максимальным наказанием по действующему в то время законодательству. Условия тюремного заключения в Англии в те времена были тяжелыми. Ужасы тюрьмы сказались на психическом здоровье Уайлда. В тюрьме он отрекся от Бози, обвинив его в том, что именно тот привел его к падению.

Когда Уайльд сидел в тюрьме, Бози не написал ему ни одного письма.


После стало ясно , что письма могли быть прочитаны начальником тюрьмы, который, несомненно, передал бы их в соответствующие инстанции, что навредило бы Уайльду ещё больше. Информацию о состоянии своего друга, Бози получал от так называемых «приближённых» Уайльда: Роберта Росса, Мора Эйди, Рэджинальда Тернера, но те после суда весьма холодно относились к Бози и видели в нём прямого виновника в беде Оскара; информация была скудной, причём каких либо «тёплых слов» от Уайльда Дуглас так и не получил, за исключением запрета посвящать свою первую книгу стихов Уайльду (вышла в 1896 г.) и не писать «защитные» статьи.

После выхода на свободу в мае 1897 года Уайлд, разбитый и морально, и физически, не стал возвращаться в Англию. Под именем С:)стьян Мелмот он жил сначала во Франции, а затем перебрался в Италию. Констанция Уайлд, с одной стороны, и семья Бози и его многочисленные друзья, с другой стороны, сделали все, чтобы Бози и Уайлд никогда больше не встретились, но встречи всё же были. На большинстве из них Уайльд использовал момент, чтобы попросить денег.

Когда Оскар Уайлд жил во Франции, он честно попытался однажды исправиться и встать на путь истинный. Поэт Эрнст Доусон взял его с собой в публичный дом в надежде, что у него появятся "более здоровые вкусы и пристрастия". Когда Уайлд вышел на улицу, он лишь заметил: "Первый и последний раз за десять лет. Похоже на холодную баранину". Он, тем не менее, попросил Доусона "рассказать об этом в Англии", поскольку, по его мнению, это должно было "восстановить его репутацию".

После окончательного разрыва в декабре Дуглас начал вести разгульную жизнь, имея любовников в Англии, Франции и Алжире, с некоторыми из них он совершал небольшие путешествия по Европе, чтобы быть незамеченным строгим семейным взором от которого, он тогда ещё материально зависел.

В начале 1900 года умер маркиз Куинсбери, завещав сыновьям приличное состояние. Ходили слухи, автором которых был сам Дуглас, что отец оставил ему, Бози, более 20000 фунтов. Уайльд отреагировало на это сразу, посчитав, что Альфред «должен возместить» деньгами его банкротство и крах. Он писал Дугласу письма, в которых шла речь только о деньгах, приводя в бешенство Бози контрастом отношений, ведь ранее Оскар писал ему письма полные любви и красоты. От такой меркантильности Бози стал питать к Уайльду отвращение, словно сбылись его собственные слова, что он писал Уайльду в письме от 16 октября 1894 г. (в 40 летие Уайльда): «Когда вы не на пьедестале – вы совершенно неинтересны».

Но тем не менее Бози не забывал Уайльда, он всегда проявлял интерес к его персоне, узнавал у Росса состояние здоровья Уайльда, что постоянно ухудшалось, но не испытывал особого желания встретиться с ним.

Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Незадолго до смерти он сказал о себе так: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Он был похоронен в Париже на кладбище Баньо. Спустя примерно 10 лет его перезахоронили на кладбище Пер-Лашез, а на могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна.

На смерть Оскара Уайльда Альфред Дуглас откликнулся несколькими сонетами.

В 90-х годах ХIХ века Бози считал, что быть гомосексуалистом значит быть избранным самим Искусством и принадлежать к эпохе древних греков. По его собственным заключениям 25 % всех мировых героев истории и искусства были гомосексуалистами, более того, он заявлял, что: «самыми умными мужчинами являются гомосексуалисты, другие не сравнятся с ними». К 1901 году все о лорде Альфреде Дугласе говорили с презрением, как о любовнике и музе Оскара Уайльда.

Признанные литературные журналы отказывались печатать стихи Бози, в результате чего к 1905 году он перестаёт их регулярно писать, от ныне и вплоть до 1924 г. поэзия становится для него редким увлечением.

С наступлением нового ХХ века, в 1901 году, меняется отношения Бози ко всему, что ранее было самой главной ценностью: к любви. Он начинает сторониться бурных компаний, где можно было легко познакомиться с молодыми людьми, начинает негативно отзываться о гомосексуализме, называя его содомией и извращением. Если бы его отец был жив, он бы гордился своим сыном.

В конце 1901 года он знакомиться с молодой и красивой поэтессой Олив Элеонор Констанс, дочери и наследнице полковника Фредерика Хамболдона Констанса. В следующем году они бежали вмести из Англии от отца Олив, который ненавидел Дугласа и, как и все знал о его прошлом. Олив любила Альфреда (посвятила ему несколько стихотворений, одно из них «Гиацинт» словно повторяло любовные письма Уайльда к Бози) и ждала от него ребёнка, чего не скрывала ни от общества, ни от Альфреда, в результате, Дуглас предложил её руку и сердце и они обвенчались 4 марта 1902 года. А 17 ноября у них появился сын Раймонд (полное имя – Раймонд Уилфрид Шолто), очень хрупкий мальчик с самого рождения вызывающий опасения врачей, как потом станет известно не напрасные: после развода с женой, долгих преследований за связь с уайльдом, 6-месячной каторги за статью, обвиняющую Черчилля в сговоре с целью убийства политического деятеля, и прочих событий его насыщенной жизни самым большим потрясением Дугласа станет диагноз сына: шизофрения.


В 1940 г. вышла книга Альфреда, которая называлась «Оскар Уайльд: Подведение итогов» (Oscar Wilde: A Summing Up). Как и все книги Дугласа, данная книга не была переведена на русский язык, поэтому о ней можно судить лишь по рецензиям и мнениям искусствоведов в сети Интернет, из чего становится очевидным, что «Оскар Уайльд. Подведение итогов» стала самой личной книгой Дугласа, где он, уже без опасений признаётся в своей любви к Оскару Уайльду, называет его любовью всей своей жизни. Вспоминая каждый день проведённый вмести с Уайльдом на страницах своей книги, пожилой Дуглас, переживает прожитое со счастье и миром в сердце и душе, к чему он так долго шёл. Появление этой книги, было отражением духовного состояния Дугласа: одинокого человека, чья единственная удаль жить воспоминаниями прошлого.


При жизни Уайльда все говорили о Дугласе как о страшной тени Принца Парадокса, оказывающей растлевающее влияние на него. После смерти Уайльда в 1900 г. всё стало с точностью наоборот. Теперь, уже тень Уайльда преследовала его до конца жизни, не давая спокойного бытия, как в семье, так и в обществе. И только тюрьма расставила все точки над «и». Мистический фатализм – так можно назвать жизнь Дугласа.

И сейчас, спустя почти шестьдесят лет со дня его смерти о нём продолжают говорить как о Бози, фатальном возлюбленном Уайльда, но не как о поэте. Он знал при жизни, что вошёл в историю именно как тень Оскара Уайльда, судебный процесс над которым в 1895 году сломал жизнь не только писателю, но и молодому английскому лорду.


PS:В замечательном фильме «Уайльд» сыграли гениальный Стивен Фрай и красавец Джуд Лоу.

Текст: Kuz

  Источник:  Сплетник
  Буква  О, У   Знаменитости    
 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты