Библиотека
  »   Знаменитости   »   Буква  Р   »   Просмотр материала  / Рязанов Эльдар Александрович /
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж
Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 1
Заглянувшие: 1
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Рязанов Эльдар Александрович
Оцени заставку:
972
    № 255     8 Ноябрь 2010  
  Советская эпоха, Россия  
18 ноября 1927, Самара - 30 ноября 2015, Москва

Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, поэт
  ©    
В юности Эльдар Рязанов мечтал стать писателем, и эта его мечта отчасти осуществилась: он участвовал в написании многих сценариев, по которым снимал фильмы, а также выпустил несколько книг. Его поэтический талант позволил ему дописать несколько эпизодов к пьесе Александра Гладкова "Давным-давно", чтобы потом снять по ней "Гусарскую балладу" (1962). Пишет он и лирические стихи, но народ любит его не за это.


РЯЗАНОВ Эдьдар Александрович - режиссер, сценарист, актер, поэт, автор текстов песен.

Родился в Куйбышеве. Окончил режиссерский ф-т ВГИКа (1950, мастерская Г. Козинцева).


После окончания института работал на ЦСДФ. Снимал документальные и видовые фильмы: «Твои книжки», «Дорога им. Октября», «Недалеко от Краснодара», «Нефтяники Кубани», «Остров Сахалин» (Приз МКФ в Канне-55). Автор повестей, рассказов, текстов к песням, сценарист, автор и ведущий телепрограмм.

Награжден призом за вклад в развитие советской кинокомедии на ВКФ-83 (Ленинград). В 1996 по ОРТ была показана полная ретроспектива его фильмов.

Народный артист СССР (1984). Лауреат Гос. премии СССР (1977), РСФСР (1979).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди комедий за 1958 год.

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальный приз за 1983 год.

Премия «НИКА» в номинации «Лучшая режиссура» за 1991 год.

Премия «НИКА» в номинации «Лучший игровой фильм» за 1991 год.



Главный талант Рязанова открыл Иван Пырьев. В 50-е годы классик советского кино предложил выпускнику ВГИКа, ученику Григория Козинцева Рязанову снять кинокомедию, но тот отказался. Пырьев предложил во второй раз, и в третий, и в четвертый, но только на пятый раз Рязанов согласился. Результатом настойчивости Пырьева стала "Карнавальная ночь" (1956), сделавшая звездой не только Рязанова, но и Людмилу Гурченко.


Впоследствии Рязанов снял три драматических фильма ("Жестокий романс", "Дорогая Елена Сергеевна" и "Предсказание"), из которых наибольшие споры вызвал "Жестокий романс". Рязанова обвиняли в том, что он слишком исказил литературный первоисточник. Признавая, что рязановская трактовка "Бесприданницы" сильно расходится с канонической, приходится признать и другое: что рязановский Островский во многом гораздо живее Островского, как он подается со сцены Малого театра. И это не говоря о том, что для большинства наших соотечественников "Бесприданница", несмотря ни на что, ассоциируется в первую очередь с "Жестоким романсом", а когда им сообщаешь, что песню "Мохнатый шмель" написал Редьярд Киплинг, они, как правило, сильно удивляются.


Но больше всего Рязанова любят все же за его комедии. В 1966 году Рязанов экранизировал городской анекдот про благородного угонщика машин. После "Берегись автомобиля" неожиданно открылось, что Иннокентий Смоктуновский может быть прекрасным комедийным актером.


Увидев однажды телеверсию спектакля по своей пьесе "Сослуживцы" и ужаснувшись, Рязанов в 1977 году сам ее экранизировал - получился "Служебный роман".


В 60-е годы чиновники от культуры обвиняли Рязанова в том, что он в "Гусарской балладе" опошляет русскую историю. По счастью, режиссеру удалось доказать, что он историю не опошляет, а романтизирует. В 1980 году, во второй раз взявшись за гусарскую тематику, Рязанов снял "О бедном гусаре замолвите слово".


А еще именно Рязанову мы обязаны существованием непременного спутника салата "оливье" и мандаринов - фильма "Ирония судьбы, или С легким паром", с которым страна уже 30 раз встретила Новый год.


В 90-е годы то ли с самим Рязановым что-то случилось, то ли с обществом случилось что-то, с чем Рязанов не смог примириться. Про "Небеса обетованные", "Привет, дуралеи!", "Старых кляч", "Тихие омуты" нельзя сказать, что это фильмы "не рязановские" - нет, в них заметен его почерк, играют его любимые актеры (Лия Ахеджакова, Людмила Гурченко, Валентин Гафт, Олег Басилашвили), а сценарий "Тихих омутов", как и многих фильмов Рязанова лучшей поры, написан совместно с Эмилем Брагинским. Но в них нет той тонкости, даже деликатности, нет той ироничной отстраненности, которая была Рязанову свойственна. Зато в них появился пафос, которым Рязанов раньше не грешил.

Наверное, маэстро и сам это почувствовал. В 2006 году он выпустил фильм "Андерсен. Жизнь без любви" - масштабную кинобиографию датского сказочника, которую мечтал снять 20 лет. Он объявил, что это его последний фильм. "Андерсен", конечно, достоин быть последним фильмом великого режиссера гораздо больше, чем те же "Старые клячи".

Рязанов получил "Нику" в 1991 году за "Небеса обетованные". В 2007 году Киноакадемия присудила ему премию "Честь и достоинство". Кроме того, сценарий к фильму "Андерсен. Жизнь без любви", написанный совместно с Ираклием Квирикадзе, номинирован на соответвующую премию.

Источник информации: Лента.ru

  ©    
Андерсен российского кинематографа

Сегодня практически невозможно представить, что когда-то Эльдар Рязанов - этот признанный гений Комедии - мог заниматься чем-то другим. Как клоун не может не смешить, как у художника не получается не рисовать, так и Рязанов не может не снимать комедии - думаем мы. А ведь поначалу он ни за что не хотел снимать «Карнавальную ночь» - свой первый фильм. Эльдару Александровичу нравилась работа в кинодокументалистике. На его счету уже были десятки документальных фильмов. Но Иван Александрович Пырьев (на наше счастье) оказался настырным - он фактически насильно навязал Эльдару Александровичу «Карнавальную ночь». Дебют оказался просто ошеломительным.

Один раз попробовав, Рязанов уже не смог остановиться. Не смог изменить Комедии. Но в отличие от других своих служителей, за дар смешить людей Муза не потребовала у Эльдара Александровича ни душу, ни рассудок: «Я себя считаю нормальным и здоровым человеком. Для художника это признание очень унизительно. Художник должен быть больным и чесать правое ухо левой ногой».

Однако оставим уши Ван Гогу. Рязанов и так чудесно справляется. Что блестяще доказывает его картина «Андерсен. Жизнь без любви». Красивая и грустная история о жизни знаменитого сказочника с бесконечно искренним чувством рассказывает о действительно непростой судьбе таланта. Эльдар Рязанов и сам во многом похож на своего персонажа. Те же мучительные поиски, творческие выплески.... И точно так же, как Ганс Христиан Андерсен, он вот уже много лет создает свои сказки - добрые и грустные, безудержно веселые и комичные до трагичности, сентиментальные и жизненно-ласковые. Все они разные, но в каждой безошибочно угадывается почерк мастера. Почерк истинного волшебника кинокамеры.

В его творческой биографии живут (поистине собственно жизнью) две новогодние истории, рождественские сказки, которые вот уже более 30 лет каждый год показывают по телевидению 31 декабря; поэтично-грустные истории любви; романтичные перевоплощения героев времен войны 1812 года.


В основу любого фильма, снятого Рязановым, всегда ложился совершенно невероятный случай, но втиснутый, между тем, в рамки привычного быта. Это был анекдот, как в случае с кинофильмом «Берегись автомобиля», или случай из собственной жизни («Гараж»), или придуманное, но оттого не менее реальное происшествие («Невероятные приключения итальянцев в России»). И режиссер с одинаковой виртуозностью создавал выдумано-реальную историю, поражающую узнаваемостью и вместе с тем совершенной своей невероятностью. Получалось этакое волшебство в соседнем дворе, Уэллсовская зеленая дверь в стене дома Компартии. Но каждый раз безошибочно попадавшее в цель.

Между тем многие его картины надолго оказывались в подвешенном состоянии. Оказавшись непонятыми с первого раза, они по нескольку лет ждали своего часа. Который, впрочем, неизменно приходил. «Есть некий люфт - в среднем года два - между картиной и ее настоящим успехом, - рассказывал Эльдар Рязанов. - Я до сих пор помню, скажем, как выходил «Берегись автомобиля» - в шестьдесят шестом, вдобавок в июле, в самое неудачное время, когда его и не посмотрели толком. Прошло несколько разносных рецензий - и все, и я взялся за следующую картину. А через три года выяснилось, что это почти классика».

И такой вот классикой становилось абсолютно все, что снимал Рязанов. В его «Сборнике сказок» сейчас 26 историй, которые знают и любят зрители. И каждая из них уникальна. В каждой - мучительные поиски себя, поиски новых ощущений, новых граней собственного таланта. По его собственным словам, режиссер не любит повторяться. Зачем делать то, что уже было?

И вот теперь Эльдару Александровичу почти 80 лет. Отматывая назад пленку его жизни, словно еще один (быть может, самый удивительный) фильм, можно увидеть тяжелое военное детство, борьбу за каждый метр пленки, уложенной цензорами на полку, невероятные встречи и расставания, любовь, печаль, счастье и горе..., но главное, невероятный творческий путь, который был пройден и пока еще не завершен.


«После того, как я закончил съемки комедии "Ключ от спальни", я действительно решил, что снимать фильмов больше не буду. Но, вышел "Андерсен. Жизнь без любви", закончились съемки двадцать шестой картины, которая называется "Карнавальная ночь 2". Я известный клятвопреступник, поэтому не обращайте внимания».

Влада Гриневски


  ©     
XXI век

В 2002 году Э. А. Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».

23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Рязанова, как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли, проходят творческие встречи, концерты.

Эльдар Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (среди его учеников — режиссёры Ю. Б. Мамин, И. В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг).

Был членом основанного в 1990 году Союза кинематографистов России. В 2010 году Рязанов стал одним из учредителей КиноСоюза.

Болезнь и смерть

В 2010 и 2011 годах Эльдар Рязанов перенёс операции на сердце и с тех пор не раз госпитализировался. В конце 2014 года врачи диагностировали у режиссёра острое нарушение мозгового кровообращения, в начале августа 2015-го он перенёс инфаркт, который, как сообщали СМИ, привёл к отёку лёгких. 6 октября 2015 года режиссёр был госпитализирован в реанимацию Московской городской клинической больницы № 1 им. Н. И. Пирогова.

Свой день рождения 18 ноября Эльдар Рязанов встретил дома, но 21-го был вновь госпитализирован. В ночь с 29 на 30 ноября он скончался в больнице в Москве в возрасте 88 лет от острой сердечной недостаточности.

Прощание с Эльдаром Рязановым прошло 3 декабря в Центральном Доме литераторов, в тот же день он был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Возможное увековечение памяти

Депутаты Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Михаил Сердюк и Александр Агеев, продолжая общественную дискуссию о переименовании станции метро «Войковская», направили мэру Москвы Сергею Собянину предложение присвоить ей имя Эльдара Рязанова. Они полагают, что «положительный образ и добрая, деполитизированная энергетика Эльдара Рязанова» способны стать абсолютно приемлемой альтернативой «нынешним спорным названиям».


Награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 июля 2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июня 1996) — за заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и культуры

Два ордена Трудового Красного Знамени (1969, 1977)

Орден «Дружбы народов» (1987)

Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область, 2007 год)

Орден искусств и литературы (Франция)

Орден Чести (Грузия, 2008)

Народный артист РСФСР (1974)

Народный артист СССР (1984)

Лауреат Государственной премии СССР (1977) (за фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»)

Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979) (за фильм «Служебный роман»)

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди комедий» за 1958 год

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальный приз» за 1983 год

Премия «НИКА» в номинации «Лучшая режиссура» за 1991 год

Премия «НИКА» в номинации «Лучший игровой фильм» за 1991 год

Премия «НИКА» в номинации «Честь и достоинство» за 2006 год

Лауреат Царскосельской художественной премии (2005)


  Источник:  Лента.RU | Наш фильм
  Буква  Р   Знаменитости    
 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты