Библиотека
  »   Знаменитости   »   Буква  Э   »   Просмотр материала  / Этуш Владимир Абрамович. Биография и творчество. /
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж
Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 1
Заглянувшие: 1
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Этуш Владимир Абрамович. Биография и творчество.
Оцени заставку:
744
    № 280     17 Апрель 2011  
  Советская эпоха, Россия  
Родился 6 мая 1922 (по паспорту - 1923), Москва, РСФСР

Выдающийся советский и российский актёр театра и кино

Народный артист СССР (1984)
Лауреат премии российских деловых кругов "Кумир" (2000, "За высокое служение искусству")
Профессор
Ветеран ВОВ
  ©    
День рождения

Владимир Этуш родился в Москве 6 мая 1922 года в еврейской семье. Отец будущего актёра — Абрам Савельевич Этуш, родом из местечка Глуск Могилёвской губернии — до революции был коммивояжёром, в годы НЭПа — владельцем небольшого галантерейного цеха, затем работал на строительстве; мать — Раиса Константиновна Этуш — вплоть до первого ареста мужа была домохозяйкой (Абрама Савельевича арестовывали дважды), потом работала кассиром в фотоателье.

С датой рождения Владимира вышла некоторая неувязочка. Сам актер рассказывает об этом так: "Я родился 6 мая 1922 года. Но в паспорте дата рождения - - 23-й год. Тогда мальчикам родители, оформляя документы, нередко один год "списывали", чтобы к армии парень мог окрепнуть и пойти на службу более зрелым. Но я и так вырос не хилым, поэтому сэкономленным годом пользоваться не стал. Перед школой мне через суд вернули реальный возраст, и учился я уже как уроженец 22-го года. А во время войны, вернувшись после ранения с фронта, стал оформлять гражданские документы, но сумел отыскать лишь метрику с 23-м годом. Вот по ней мне и выдали паспорт. Так что считайте, как удобнее".


С каким чувством я вспоминаю детство? Трудно сказать… Вырос в переулках района Воронцово Поле. Отца моего посадили - ни за что! Как-то на уроке литературы учитель попросил меня рассказать о точке зрения Ленина на роман «Обломов». Выслушав мой ответ, спокойно сказал: «Вы сейчас высказали точку зрения Бухарина». Я извинился и сел на место. А со следующего урока меня вызвали к директору. Мне было тогда лет 12-13. До сих пор помню мысли, которые неслись в голове: мама, бедняга, так переживает за отца, а сейчас ещё и сына посадят… К счастью, всё обошлось. Может быть, я и на войну-то пошёл добровольцем из-за того, чтобы побороть какие-то комплексы.


Щукинское училище

Театром Владимир Этуш "заразился" еще в школе. На школьных вечерах он читал чеховскую "Маску". Потом стал заниматься в самодеятельности - в кружке при школе, которым руководил Павел Тихонович Свищев. Однако по окончании школы Владимир решил стать не актером, а режиссером.

Совершенно ничего не понимая в этой профессии, он подал документы в ГИТИС. Владимир Абрамович вспоминает: "С меня потребовали письменный план постановки. Я не понимал, как это сделать, и ушел с разбитыми надеждами. Дорога моя лежала мимо книжного магазина, на глаза попалась брошюра: "Режиссерский план постановки "Воспитанницы" Островского". Я ее купил, немного перефразировал, подал свой текст экзаменатору - и получил тройку".

После неудачи в ГИТИСе Этушу помог главный режиссер Театра имени Вахтангова Рубен Николаевич Симонов. Как признается Владимир Абрамович, он в то время дружил с племянницей режиссера. Ничего серьезного у них не было - просто приятельские отношения, но видимо у Симонова было другое мнение. Так благодаря Рубену Николаевичу Этуш был зачислен вольнослушателем на первый курс Щукинского училища.

Война

Владимир Этуш иногда рассказывает, что он первым из москвичей стал свидетелем начала Великой Отечественной войны, хоть сразу и не понял этого. В ночь с 21 на 22 июня он шел с затянувшейся вечеринки. Было около 5 часов утра, улицы безлюдны, машин почти нет. И тут мимо него на огромной скорости пролетела машина немецкого посольства. Уже потом он где-то прочитал, что это был автомобиль посла Германии в Советском Союзе графа фон Шуленбурга, который спустя час после начала вторжения вручил Молотову меморандум об объявлении войны. Тогда Этуш хоть и обратил внимание на эту машину, но никакого нехорошего предчувствия у него не возникло. Он пришел домой, лег спать, а в 12 часов его разбудила мама и сказала, что началась война.


1941 год

Как у студента театрального училища, у Володи Этуша была бронь. Но во время спектакля "Фельдмаршал Кутузов", он увидел, что в зале сидят всего 13 человек, и понял, что стране не до театра. Утром он пошел и попросился добровольцем на фронт.

Владимира Этуша направили на курсы военных переводчиков в Ставрополь. Но на фронте он попал в стрелковый полк. Этуш сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Воевал героически, за что был награжден орденом Красной Звезды, медалями. Тогда же ему было присвоено звание лейтенанта. В 1944 г. Этуш был тяжело ранен и после госпиталя, получив вторую группу инвалидности, демобилизовался.

- Я уходил на фронт добровольцем, несмотря на бронь, которая была у меня как у студента Щукинского училища. Даже дату запомнил, когда пошёл в военкомат писать заявление, - 16 октября 1941 г. Москва уже была другая - в воздухе словно разлита паника. У людей изменились глаза, лица... Уже начали грабить магазины… Помню, как по мостовой возле винного магазина текло рекой вино из разбитых бутылок. Эта изменившаяся атмосфера, ощущение неминуемой беды, которая разверзлась над всеми нами, - всё это откладывалось где-то в глубине души, и нужно было начинать действовать. Я по настоянию мамы в школьные годы изучал немецкий язык, поэтому меня направили на курсы военных переводчиков. После учёбы получил назначение под Ростов. Во время наступления немцев наши позиции оказались сметены, и мне пришлось переплыть Аксай, один из притоков Дона, чтобы спастись. А потом начался мой переход через Кавказский хребет вместе с отступающими войсками. У нас с собой была только гречневая крупа, из которой один из солдат напёк оладий. Во время подъёма этот сослуживец где-то отстал - пришлось штурмовать Эльбрус на голодный желудок.

В предгорье мы попали под ливень: одежда промокла, сапоги хлюпали по жиже. Начали подниматься в горы - и гимнастёрка замерзала прямо на теле, как бельё на морозе. Сознание потихоньку отключалось - от усталости, от голода. Бредя в каком-то полусне по краю расщелины, я ориентировался по спине солдата впереди меня. Но, вдруг очнувшись, увидел: спина исчезла! Оказалось, что солдат, идущий впереди, зазевался и провалился в расщелину, а я смог её вовремя заметить и перескочить.

Помню ещё одну историю. В Ставрополье на рассвете мы заняли село, только что отбитое нами у фашистов. Я должен был отконвоировать пленного в штабную избу. Пока мы шли, он всё просил: «Не стреляйте в меня!» А тогда ведь человеческая жизнь ничего не стоила. Так вот, привёл я этого немца в командирскую избу. Что такое командирская изба, знаете? Поясняю: одна большая комната с печкой, на которой повар готовит блины для командира полка. А в соседней маленькой комнатке - железная кровать, на которой пытаются уместиться, чтобы вздремнуть, все офицеры штаба. Оставил я своего немца там и уехал с поручением. Вернувшись ночью, увидел следующую картину: на этой железной кровати примостился мой немец, рядом с ним другой немец, которого поймали уже без меня, у них в ногах поперёк кровати лежал начальник химической службы полка, на полу возле кровати спал ничком начальник разведки, а на его попе покоилась голова третьего пленного немца. Над всем этим возвышался часовой, который тоже спал, сидя на стуле. Стояла полная тишина, словно и нет никакой войны. И я вдруг подумал: здесь лежат смертельно уставшие от войны люди. Просто по какой-то прихоти судьбы на них надели разную форму и отправили воевать друг с другом.



1945 год

В 1945 году Владимир Этуш окончил театральное училище и был приглашен преподавать в нем. В том же году он начал работать в Московском театре им. Евг. Вахтангова.

Личная жизнь

Рассказывая о себе, Владимир Абрамович признается, что в первой половине жизни он был влюбчив и всех женщин, которые у него были, вспоминает с нежностью.

Сразу после войны произошли изменения и в личной жизни актера. Владимир познакомился с девушкой по имени Ева. Вскоре молодые решили соединить свои судьбы. И лишь в ЗАГСе он узнал, что жену, по документам, зовут Нинель Мышкова. Ей очень не нравилось имя, придуманное после революции ("Ленин" наоборот). Нинель Мышкова была дочерью Константина Романовича Мышкова, генерал-лейтенанта артиллерии. Их брак продержался недолго. Впоследствии Нинель Константиновна окончила Московское театральное училище им. Щукина, играла в Театре-студии киноактера, снималась в кино ("За тех, кто в море", "Дом. в котором я живу", "Дом с мезонином", "Человек ниоткуда" и др.).

После Нинель Мышковой Владимиру Этушу вскружила голову коллега по театру Елена Измайлова. Актриса была необыкновенно красива, пользовалась бешеной популярностью. Вместе они прожили недолго, так и не зарегистрировав свои отношения.

Затем было увлечение студенткой Людмилой Чурсиной. Педагог Этуш помнил, что отношения со студентами не должны выходить за рамки дозволенного. Но во время репетиции "Ведьмы" Чехова увлекся очаровательной второкурсницей.


С женой Ниной Крайновой

Но главной женщиной, как говорит сам Этуш, в его жизни была Нина Крайнова. Приехав к любимому из Баку, преподавательница английского Нина Крайнова поначалу жила в гостинице "Москва". Каждую ночь бдительные служители выдворяли Этуша из ее номера. Вместе они прожили 48 лет, пока супруги не стало. От этого брака родилась дочь Раиса - актриса Театра сатиры.

Театр

В театре Вахтангова свой творческий путь Владимир Абрамович начал с характерных, комедийных эпизодов. Причем возрастных. Первой заметной ролью актера стал слуга Лаунс в комедии Шекспира "Два веронца". Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Все это в полной мере присутствовало у артиста, и эта роль до сих пор - одна из самых любимых.

Казалось амплуа комика-импровизатора - уже в кармане. Но вот на сцене появился совсем иной Этуш. Было это в 1965 году в спектакле "Западня" по роману Золя. Этуш играл своего героя Купо с подлинным, глубоким драматизмом. После этого спектакля стало ясно, что родился по-настоящему большой и разнообразный артист.

И все же в его репертуаре комедии преобладали всегда. Был в его творческой биографии знаменитый чванливый, тщеславный, упрямый и, в то же время, по-детски доверчивый Журден в "Мещанине во дворянстве" Ж.Б. Мольера. А в комедии Эдуардо де Филиппо "Великая магия" Этуш выходил на сцену в образе иллюзиониста Отто Марвульо. Его персонаж жил в двух состояниях - реальном и выдуманном. Порой они пересекались, уступая место друг другу: грустная реалия с нищетой, алкоголичкой-женой и мир иллюзий, в котором Отто Марвулья - чародей, волшебник и маг, которому нет равных. Этуш удивительно поэтично раскрывал эти тайные минуты в жизни своего героя.

Мне всю жизнь был ближе театр: с удовольствием играю «Дядюшкин сон» в театре им. Вахтангова и «Неаполитанские страсти» в антрепризе. Хотя сейчас, к сожалению, театр сильно изменился. Он отошёл от тех заветов, которые мы слышали от Станиславского. Разрешено всё! Вполне возможно, что на определённом этапе мы можем остаться вообще без театра. Зато потом начнётся процесс возвращения к основам. Опомнятся люди. Дойдут до какого-то тупика - и опомнятся. Но до этого надо дожить!

Товарищ Саахов

В кино Владимир Этуш начал сниматься, когда ему уже исполнилось 30 лет. Его дебютом стала роль Сеида-Али в исторической картине "Адмирал Ушаков" (1953). В последующие 13 лет он снимался достаточно редко. Среди ролей тех лет: Мартини ("Овод"), Мамедов ("Время летних отпусков"), Калоев ("Председатель").


«Кавказская» пленница

Настоящую любовь зрителей принесла Этушу комедия Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", которая вышла в 1966 году. В этой картине он очень убедительно сыграл роль кавказца товарища Саахова. Владимир Абрамович признается, что этому помогло то, что в юности он служил в Закавказье: "Я как губка впитывал этот говор, акцент, так что в "Кавказской пленнице" мне было легко играть". Леонид Гайдай, увлеченный актером, практически его не трогал, позволял много импровизировать. В результате и родились нетленные: "шляпу сними", "садись пока", "горячий, совсэм бэлый". А его "спортсменка, комсомолка..."! Все эти фразы мгновенно стали крылатыми.

После "Кавказской пленницы" Этуш стал национальным героем и на Кавказе, и в Закавказье. Он рассказывает: "После выхода картины на экраны знакомые предупреждали меня, чтобы был осторожен - «Ты на Кавказ не приезжай - тебя там убьют! К счастью, всё оказалось наоборот. Как-то пришел на базар, так меня там чуть ли не на руках стали носить. Со всех сторон окружили, стали наперебой угощать. То есть приняли как родного. Хотя, как я понял, азербайджанцы считали, что Саахов - это армянин, армяне считали, что он азербайджанец, грузины тоже принимали явно не за своего… И всем было приятно. Особенно мне».

На волне успеха «Кавказской пленницы» мы решили снять продолжение. Вы помните, чем кончается «Кавказская пленница»? Судом над Сааховым. Значит, какое у него будущее? Правильно, лагерь! А после освобождения он возвращается на родину и видит, что теперь Нина занимает его должность. Уже был готов сценарий, но нам запретили категорически: какой лагерь! Ни в коем случае! Мы уговаривали: да мы так сыграем, что народ в тюрьму сам добровольно побежит. Но фильм так и остался на бумаге.

Другие роли в кино

Успех "Кавказской пленницы" привел к тому, что актера стали много приглашать сниматься и, как правило, в острохарактерных и комедийных ролях. Так в "Старой, старой сказке" Надежды Кошеверовой он сыграл короля, в ее же музыкальной сказке "Тень" - Пьетро, в комедии Вилена Азарова "Неисправимый лгун" - эмира Бурухтании, в фильме "По улицам комод водили" - Гиацинтова, в сказке "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" - факира.


«Тень» (1971)

Амплитуда его персонажей невероятна: от сказочных королей, факиров до мелкого жулика Шпака в блестящей комедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". У того же Леонида Гайдая актер снялся еще раз в экранизации "Двенадцати стульев", с блеском сыграв инженера Брунса. А его неподражаемый Карабас-Барабас в "Приключениях Буратино" Леонида Нечаева! Вдвоем с Владимиром Басовым, исполнившим роль Дуремара, они создали веселый, искрометный дуэт. И не случайно эта сказка на многие годы стала любимой всеми детьми.


«Иван Васильевич меняет профессию»



«Приключения буратино»

Роли Шпака, Саахова и Карабаса-Барабаса заслуженно стали визитной карточкой Владимира Этуша.

Герои Этуша - люди, преимущественно, нечистые на руку, хитрые и алчные. Большинство из них при этом вызывает смех зрителей, однако если роль требует серьёзного, драматичного звучания, актёр мастерски ведёт её в совершенно иной интонации. Этушу подвластны все жанры - от буффонады и площадной сатиры до подлинной трагедии.

Театр и кино в последние годы

В последние годы Этуш не часто баловал своих поклонников сценическими новинками. Сказывалась и репертуарная политика и его занятость на посту профессора кафедры актерского мастерства (с 1976 года) и ректора Щукинского училища (с 1987 года).

Предложение занять кресло директора Дома актёра я принял с большим уважением и ответственностью. Место это, что называется, намоленное. Время сейчас уплотнилось, посиделки на кухнях - непозволительная роскошь. А актёр не может жить без общения с коллегами: чтобы просто сесть, поболтать, узнать новости… Таким местом дружеского общения всегда был и остаётся Дом актёра - это твой мир, твоя маленькая норка, где можно расслабиться и побыть самим собой. Сюда идут - и идут с удовольствием, потому что здесь тепло, уютно, здесь можно не только пообщаться, но и посмотреть что-нибудь интересное и уникальное - спектакли, творческие вечера или капустники, где можно посмеяться над собой и над коллегами. И я считаю своим долгом сохранить и защитить этот родной для многих дом, его уникальную атмосферу, эту отдушину и для актёрской братии, и для всех людей творчества. И в этом я не одинок.

Но несколько лет назад он просто сразил зрителей своей ролью Князя К. в бессмертном "Дядюшкином сне" Ф.М. Достоевского. Трагикомичная, жалкая и трогательная фигура обманутого князя стала одной из вершин актерского мастерства Этуша. Кстати за этот спектакль актер был удостоен Государственной премии России.

Очень редко в последнее время можно увидеть Владимира Абрамовича и на киноэкране. Среди его последних работ - роли в сериале "Поворот ключа" и психологическом триллере "Классик".


Не так давно Владимир Абрамович отпраздновал свое 80-летие. Он по-прежнему выглядит отлично. Подтянут, элегантно одет, карие глаза горят не хуже, чем у его героя Саахова из "Кавказской пленницы", а лохматые седые брови вздымаются, точно как у Шпака из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию", произносящего знаменитое: "Все, шо нажито непосильным трудом…" В общем, красавец-мужчина, да и только.


С женой Еленой Горбуновой

Не удивительно, что в свои восемьдесят он вновь женился. Его избранницей стала Елена Горбунова, давняя поклонница актера, которая младше Владимира Абрамовича на 42 года.

Игорь BIN
  Источник:  Актеры советского и российского кино
  Буква  Э   Знаменитости    
 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты