Библиотека
  »   Словарь   »   Буква  Д   »   Просмотр материала  / Дзёрури /
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж
Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 1
Заглянувшие: 1
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Дзёрури
Оцени заставку:
943
    № 687     10 Июнь 2012, 18:13  
  31 марта 2010  
Дзёрури (яп. 浄瑠璃) — возникший в Японии особый жанр драматической ритмованной прозы, предназначенной специально для речитативного пения.

Прототипом для Дзёрури послужило искусство бродячих монахов, собиравших подаяние чтением отрывков из самурайских героических хроник. Во второй половине XVI века выступившая на сцену торговая буржуазия, усвоив и обработав в своем вкусе искусство монахов, создает Дзёрури. Вокально-исполнительская техника воспринимается целиком (вскоре вводится в употребление трёхструнный «сямисэн»), но зато содержание текстов подвергается основательной редакции. Так, например, чудо-богатырь самурайских хроник, грозный Усивакамару, в Дзёрури выступает в облике влюбленного томного отрока, всецело зависящего от капризов рока.

История Дзёрури разделяется на две стадии. В первой дзёрури представляет собой небольшие тексты для речитативного пения. Вторая стадия начинается с конца XVI века, когда Дзёрури было приспособлено для мелодекламационного сопровождения кукольных представлений — любимого зрелища городского демоса. Расцвет Дзёрури как жанра вокального искусства и как жанра драматической прозы относится к первой половине XVIII века и связан с именами знаменитого певца Такэмото Гидайю, крестьянина из Сэтцу, и писателя Тикамацу, создавшего цикл Дзёрури на темы из жизни горожан.

Военно-дворянское правительство (сёгунат), объявив Дзёрури устами своих идеологов-конфуцианцев — «развратным искусством», в целях борьбы с популярностью Дзёрури среди буржуа предприняло ряд репрессий, например лишило некоторых наиболее прославленных певцов права петь (Бунго в 1739), строго ограничило круг сюжетов Дзёрури и т. д. Искусство дзёрури оказало большое влияние на театр «Кабуки», созданный горожанами в противовес придворно-самурайскому театру «Но».


Самым крупным кукольным театром Японии является «Бунраку», представляющий собой кукольный театр дзёрури — традиционный японский театральный жанр.

В XVI веке старинный народный песенный сказ дзёрури был соединен с кукольным представлением и обрел музыкальное звучание. Народный песенный сказ был широко распространен в Японии с X века. Бродячие сказители вели повествование нараспев, под аккомпанемент народного музыкального инструмента бива. Сюжеты феодального эпоса, повествующего об истории крупных феодальных домов Тайра и Минамото легли в основу повествования.

Примерно в 1560 году в Японию был завезен новый струнный музыкальный инструмент — дзябисэн. Змеиную кожу, которой был обтянут его резонатор, заменили более дешевой кошачьей и назвали сямисэн, он быстро приобрел широкую популярность в Японии.

Первые кукольники появились в Японии в VII—VIII веках, это искусство пришло в Японию из Средней Азии через Китай. Выступления кукольников стало составной частью представлений сангаку. В XVI веке труппы кукольников стали оседать в различных районах: близ Осака, на острове Авадзи, в провинции Ава, на острове Сикоку, которые и стали впоследствии центрами японского кукольного театрального искусства и сохранили его до наших дней.

Синтез песенного сказа дзёрури, исполняемого под аккомпанемент сямисэна, с кукольным представлением и является рождением нового жанра японского традиционного театрального искусства, оказавшего огромное влияние на развитие театрального искусства Японии. Кукольные представления дзёрури устраивались в столице Киото на открытых площадках пересыхающей реки Камо. В начале XVII века кукольники стали давать представления в новой столице Эдо. После большого пожара 1657 года, нанесшего большой ущерб столице, кукольные театры перебрались в район Осака — Киото, где обосновались оконча­тельно. Появились стационарные кукольные театры с хорошо оборудованными сценами, устройство которых сохранилось до наших дней.

Сцена кукольного театра дзёрури состоит из двух невысоких загородок, которые частично скрывают кукловодов и создают барьер, где движутся куклы. Первая загородка черного цвета, высотой примерно 50 см, расположена в передней части сцены, на которой разыгрываются сцены, происходящие вне дома. Вторая загородка расположена в глубине сцены, где разыгрываются действия происходящие внутри дома.



Куклы в театре дзёрури совершенны, составляют три четверти роста человека, у них двигаются рот, глаза и брови, ноги, руки и пальцы. Туловище кукол примитивно: это плечевая перекладина, к которой крепятся руки и подвешиваются ноги, если кукла — мужской персонаж. У женских персонажей ног нет, потому, что они не видны из-под длинного кимоно. Сложная система шнурков дает возможность кукловоду управлять мимикой. Головы кукол создают искусные мастера. Как и в других видах классического японского театра, существуют исторически сложившиеся типы, для каждого из которых применяются определенные голова, парик, костюм. Многообразие таких голов различают по возрасту, полу, социальной принадлежности, характеру. Каждая голова имеет свое название и происхождение, каждая применяется для определенных ролей.

Чтобы легче было координировать действия кукловодов и держать куклу примерно на уровне человеческого роста, омодзукаи (главный кукловод) работает в деревянных японских туфлях гэта на высоких подставках. Действия куклы должны точно совпадать с текстом, который читает гидаю. Четкая работа всех участников представления, достигается годами упорной тренировки и считается одной из уникальных особенностей этого искусства. Сказитель — гидаю испол­няет роли всех героев и ведет повествование от автора. Его чтение должно быть максимально выразительным он должен заставить кукол ожить. Постановка голоса, знание мелодического рисунка текста, строгая согласованность действий с другими участниками представления требуют многолетней упорной подготовки. На обучение уходит обычно двадцать-тридцать лет. Иногда в представлении принимают участие двое или даже несколько сказителей. Профессии гидаю и кукловодов в театре дзёрури являются наследственными. В традиционном театральном искусстве Японии, сценические имена вместе с секретами мастерства передаются от отца к сыну, от учителя к ученику.

Важнейшим фактором эмоционального воздействия на зрителя в кукольном театре дзёрури является слово. Литературно-художественный уровень текстов дзёрури очень высок, что является большой заслугой крупнейшего японского драматурга Тикамацу Мондзаэмона, который считал, что слово — самая могучая сила и что искусство сказителя и кукловода могут лишь дополнить, но не подменить его. С именем Тикамацу связан период расцвета кукольного театра дзёрури, его «золотой век».

О жизни Тикамацу известно немного. Его настоящее имя Сугимори Нобумори, родился он в районе Киото в самурайской семье и получил хорошее образование. Но служба при дворе не привлекала Тикамацу. С юных лет он увлекался театром. Тикамацу написал более тридцати пьес для театра кабуки, для крупнейшего и выдающегося актера кабуки того времени Саката Тодзюро. Однако ему по душе был кукольный театр. После смерти Саката Тодзюро Тикамацу переехал в Осака и стал постоянным драматургом театра «Такэмотодза». С этого периода и до самой смерти Тикамацу писал пьесы дзёрури. Он создал их более ста, и почти каждая из них становилась событием в театральной жизни Японии того времени. Тикамацу написал двадцать четыре бытовые драмы — сэвамоно и свыше ста исторических — дзидаймоно, которые назвать историческими можно только условно, так как, создавая их, Тикамацу не придерживался подлинной истории. Его сюжеты произрастали из богатой сокровищницы старинной японской литературы, а наделял он свои персонажи думами и чувствами горожан своего времени. В его произведениях показана борьба в душе человека, пытающегося следовать чувству, а не феодальным устоям. Победу почти всегда одерживает нравственный долг, а сочувствие автора на стороне побежденных. В этом — верность Тикамацу духу времени, его гуманизм и новаторство.

В 1685 году три выдающихся мастера — Такэмото Гидаю (сказитель дзёрури), Такэдзава Гонэмон (сямисэн) и Ёсида Сабуробэй (кукловод) — объединили свои уси­лия и создали в Осака стационарный кукольный театр «Такэмотодза». Настоящий успех пришел в этот театр когда к их работе был привлечен Тикамацу Мондзаэмон. В 1686 году в театре «Такэмотодза» была исполнена первая пьеса дзёрури, созданная Тикамацу, «Сюссэ Кагэкиё». Представление имело оглушительный успех, и искусство этого театра сразу стало заметно, стало выделяться своим уровнем среди искусств кукольных театров того времени. Это было началом плодотворного творческого сотрудничества людей, которые обогатили и развили жанр дзёрури. Следующей эпохой в развитии этого театра была поста­новка новой пьесы дзёрури Тикамацу, «Сонэдзаки синдзю» в 1689 году. Впервые материалом пьесы дзёрури послужила не историческая хроника или легенда, а широко известное скандальное событие того времени: самоубийство куртизанки и юноши. Они любили друг друга, но не имели ни малейшей надежды соединиться в этом мире.

Это был новый вид пьесы дзёрури, который стали называть сэвамоно (бытовая пьеса). В дальнейшем их появилось множество. Рекордное число представлений выдержала историческая пьеса Тикамацу «Кокусэнъя кассэн»: она шла ежедневно семнадцать месяцев подряд. Кукольный театр дзёрури стал одним из самых ярких явлений культурной жизни Японии.

В XVIII веке для кукольного театра дзёрури пьесы писали крупные драматурги — Такэда Идзумо, Намики Соскэ, Тикамацу Хандзи и другие. Репертуар театра расширялся, усложнялся, совершенствовались и куклы, которые все больше напоминали живых актеров. Однако полного сходства все же не наблюдалось. Считается, что это привело бы к ослаблению интереса зрителей к этому искусству и разорению многих кукольных театров. Тем более что театр кабуки, развивавшийся параллельно, прибегал к заимствованиям в кукольном театре дзёрури. Все лучшее — пьесы, технику постановки и даже игровые приемы,— достигли удивительного расцвета. Хранителем традиций кукольного театра дзёрури стал доживший до наших дней театр «Бунраку». И это название стало символом японского традиционного кукольного театра. Руководство театра «Бунраку» несколько раз менялось, а с 1909 года театр перешел в руки крупной театральной компании Сётику . В то время в состав труппы входило 113 человек: 38 — гидаю, 51 — музыкант, 24 — кукловода. В 1926 году во время пожара сгорело театральное помещение, в котором труппа работала в течение сорока двух лет. Через 4 года в 1930 году компания Сётику построила в центре Осака новое железобетонное здание театра на 850 мест.

Репертуар кукольного театра дзёрури весьма обширен: только сохранилось и дошло до наших дней свыше тысячи пьес этого театра. Сюжеты пьес исторические, бытовые и танцевальные. Представление каждой из них полностью потребовало бы восьми-десяти часов, полностью эти пьесы не ставят. Обычно выбирают наиболее драматичные и популярные сцены, их комбинируют так, чтобы представление было гармоничным и разнообразным. Обычно в представление включается одна или несколько сцен из исторической трагедии, одна сцена из бытовой пьесы и небольшой танцевальный отрывок. Сюжетные линии большинства пьес сложны и запутаны. Возвышенный идеал чести, подлое предательство, бескорыстное благородство, - все эти переплетения создают путаницу. Необыкновенное сходство персонажей, подмена одного лица другим, убийство, самоубийство, безнадежная любовь, ревность и предательтво — все это перемешано в самых невероятных сочетаниях. Еще одной особенностью пьес дзёрури является архаичный язык, трудный для понимания современной аудиторией, особенно в специфическом чтении нараспев, что не является препятствием для любителей этого жанра. Дело в том, что почти все сюжеты им хорошо знакомы с детства, т.к. это является существенной частью культурного наследия прошлого.

Определяющим моментом в театре «Бунраку» является гармоническое сочетание музыки, художественного чтения поэтического текста и необыкновенно выразительного движения кукол. Именно в том и заключается особое очарование этого искусства. Кукольный театр дзёрури является уникальным театральным жанром, существующим только в Японии, однако существуют множество кукольных театров с разной техникой вождения кукол и разным творческим направле­нием. Значительной популярностью пользуются «Такэда нингёдза» — театр марионеток и «Гайси соккё нингё гэкидзё», где куклы управляеются руками. Их репертуар состоит из пьес традиционного театра, сказки, легенды, народные танцы. Самым крупным из новых кукольных театров нетрадиционного направления является «Пук» (La Pupa Klubo), созданный в 1929 году. В 1940 году этот театр был ликвидирован, но после войны он возобновил свою деятельность и стал ядром Всеяпонской ассоциации кукольных театров, объединившим около восьмидесяти трупп. Театр «Пук» используюет разную технику вождения кукол, это и перчаточные куклы, марионетки, тростевые куклы и куклы, управляемые двумя руками. Большое внимание уделяется созданию кукольных фильмов и диафильмов. Репертуар японских нетрадиционных кукольных театров состоит из сказок и пьес как зарубежных, так и японских авторов.

  Буква  Д   Словарь    
 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты