Афи́на (др.-греч. Ἀθηνᾶ, также встречается написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица») — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.
Облик Афины
Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.
Появлялась в сопровождении крылатой богини Ники.
шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем) эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы
Эги́да или эги́д (др.-греч. αἰγίς, «буря, вихрь») — щит Зевса, по некоторым преданиям, сделанный Гефестом из шкуры мифической козы Амалтеи; считалось, что этим щитом Зевс вздымает грозные бури. В центре щита была прикреплена отрубленная голова горгоны Медузы. Эгиох (др.-греч. αἰγίοχος, букв. «носящий эгиду») — Щитодержец, один из эпитетов Зевса.
Иногда эгида придавалась в качестве атрибута также Аполлону и Афине.
«Быть под эгидой» кого-либо — находиться под чьим-либо покровительством или защитой.
Эгида Афины
В описаниях статуй Афины слово «эгида» с закрепленной головой Медузы как правило, относится, не к круглому щиту, а к надеваемому на тело доспеху-оплечью, которое действительно, порой выглядит сделанным из козьей шкуры. Это позволяет сделать предположение, что на самом деле это слово изначально не являлось названием щита.
олива — священное дерево древних греков сова (символ мудрости) змея (также символ мудрости)
Её называли «сероокой и русоволосой», у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая). Описания подчеркивают её большие глаза. Гомер описывает подготовку Афины к бою: её доспехи, эгиду, шлем, копьё и колесницу. Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова Горгоны.
Изобретения Афины
Афина cчиталась основательницей:
государства;
колесницы;
корабля;
флейты и трубы;
изобрела войны;
керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей;
научила ткачеству, прядению и кулинарии;
учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).
Статуя Афины работы римских мастеров II в. По греческому оригиналу конца V в. до н. э.
Поступила в Эрмитаж в 1922 г.. Ранее находилась в коллекции Демидовых.
Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,
Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело,
Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.
Ею хранится народ, на сраженье ль идет, из сраженья ль.
Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу! Гомер
Афина (A q h n a) · богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа Афины не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости") позднего происхождения - периода оформления классической олимпийской мифологии.
Все в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью Океана Метидой.
Зевс проглотил cвою беременную супругу, так как она (по другим источникам, верховный бог узнал это от Геи и Урана) предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти.
Скоро у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места и едва не кричал. Тогда еще у Аполлона не родился сын Асклепий, который мог бы справиться с любой болезнью.
Поэтому Зевс послал Ганимеда за Гефестом (другие мифы утверждают, что это был Прометей), приказав, чтобы тот явился немедленно. Божественный кузнец прибежал так, как был - весь в саже и с молотом в руке.
- Сын мой,- обратился к нему Зевс.- Что-то стало с моей головой. Ударь меня молотом по затылку и посильней.
Услышав эти слова, Гефест в ужасе отступил назад.
- Но как? - пролепетал он. - Не могу...
- Можешь! - сурово приказал Зевс. - Так, как бьешь по наковальне.
И ударил Гефест, как ему было сказано. Череп Зевса раскололся, и из него, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.
От мощного прыжка заколебался Олимп, застонали лежащие вокруг земли, дрогнуло и закипело волнами море. Боги долго не могли прийти в себя. Гефест от удивления даже выронил молот.
Зевс был изумлен не меньше других, но, не желая показать, что он не всеведущ, как ни в чем не бывало обратился к Гефесту:
- Это твоя сестра Афина. Поскольку выйти на свет ей помог удар твоего молота, она будет, как и ты, владеть мастерством.
Лицо Гефеста недовольно вытянулось. Привык он быть на Олимпе единственным мастеровым.
- Твой молот останется у тебя, - успокоил его Зевс. - Афина получит веретено. Она будет прясть и ткать.
Так появилась еще одна богиня. Была она мастерицей и воительницей, проводила время, не жалея сил, за работой, чтобы одеть и обуть весь Олимп. Когда же до слуха ее доходил свист стрел или звон мечей, она бросала веретено, облачалась в доспехи и с мечом в руке бросалась в сечу.
По одному из преданий, местом рождения Афины был берег озера Тритониды в Ливии (Африка). Будто бы от этого она получила прозвище Тритонида или Тритогенея. По Геродоту, Афина называлась Тритонидой потому, что была дочерью Посейдона от нимфы Тритониды. Эта версия как и все, связанные с предшественником Зевса древнейшим греческим божеством Посейдоном, является более древней. Само имя Афины в форме А-ta-na засвидетельствовано в микенских текстах II тыс. до н.э.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиции героической мифологии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Родившись из его головы, Афина была мудрее всех других богов и богинь. Зная это, Зевс сажал Афину рядом и советовался с ней, прежде чем что-либо предпринять. Но она и мысль Зевса, осуществленная в действие. Постепенно материнство Метиды принимает все более отвлеченный и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, так же, как Зевс воспринял их от Метиды.
Афина - Изабелла Росселлини в телесериале «Одиссей» Андрея Кончаловского, (1997)
Об Афине как древнейшем божестве говорит объяснение другого ее прозвища - Паллада. В древности считалось, что богиня получила его от упавшего с неба деревянного идола Палладиона. Что бы ни означало это прозвище, предание об упавшем с неба деревянном идоле само по себе говорит об Афине как божестве древнейшего круга. Более поздние мифы приписывают появление эпитета Паллада тому, что Афина побеждает гиганта Палланта.
Богиня Афина
Скульптурная группа «Афина и Марсий» работы Мирона Фрагмент
Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости он равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место ее - ближайшее к Зевсу.
Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании ее как девы и защитницы целомудрия.
На древнее зооморфическое прошлое богини указывают ее атрибуты - змея, животное, олицетворяющее мудрость, и сова, птица с выпуклыми, загадочными и, как можно судить по ее поведению, разумными глазами.
Изображение совы чеканилось на серебряных афинских монетах, и каждый, кто принимал "сову" в обмен на свои товары, словно бы отдавал почести самой Афине.
Гомер называет Афину "совоокой", орфический гимн - "пестровидной змеей". Афина - покровительница змей; в храме Афины в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвященная богине.
Истоки мудрости Афины в ее хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Эти образы уводят в древнейший период: сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской Афины. Среда непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической слой, устрашает богов и людей.
Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Ее рождение сопровождается золотым дождем, она хранит молнии Зевса. Ее изображение, так называемый палладий, упало с неба. Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой "всевлажной" и Аглаврой "световоздушной" или Агравлой "полебороздной".
Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины считались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. Велик был и ее гнев на людей, посмевших поставить под сомнение благочестие богов и вообразить, что может обойтись без помощи олимпийцев или в состоянии превзойти их в мастерстве, поучительна в этом отношении легенда об Арахне, дочери красильщика тканей из Колофона.
Афина Парфенос
Реконструкция статуи Афины Парфенос из золота и слоновой кости работы Фидия, Нашвиль
Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической мифологии направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, но другого она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сражения. Она - убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы". Афина требует к себе священной почтительности, ни один смертный не может ее увидеть. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы Харикло), когда тот случайно увидел ее омовение. Лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим даром.
В древние времена внутри Парфенона стояла десятиметровая статуя богини Афины Парфенос (Девы) в военной одежде. В правой руке Афина держала двухметровую скульптуру богини Победы Ники.
Памятник имел деревянный каркас, оголенные части статуи Афины, а скульптура Ники была полностью выполнена из слоновой кости, одежда и шлем Афины - из съемных листов чеканного золота (отсюда и название статуи хрисоэлефантинная, то есть сделана из золота и слоновой кости).
В первые годы византийского периода памятник бесследно исчез. Сведения, которые есть сегодня в нашем распоряжении, почерпнуты из произведений древних авторов и из подробных описаний Павсания, знаменитого греческого путешественника II века. Ценным источником информации о потерянной статуе послужили также найденные копии, самая главная из которых - Варвакиос Афина
Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует героям, защищает общественный порядок и так далее. Она ставит на царство Кадма, помогает Данаю и его дочерям, а так же потомку Даная Персею, убившему Медузу. Зевс послал Афину на помощь Гераклу, и тот вывел из Эреба пса бога Аида, Кербера. Богиня покровительствует Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ ее существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты), носящая имя "градозащитницы".
«Афина Варвакион»
(копия знаменитой «Афины Парфенос»)
Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец"), покрытая слоновой костью, с копьем, сияющим на солнце, которое могли увидеть издалека мореходы, приближающиеся к городу, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты Афины, наделенной гражданскими функциями, - Полиада ("городская") и Полиухос ("градодержица"). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Эвмениды".
Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, строителю корабля аргонавтов. Она научила дев вытягивать из шерсти нити, сплетать их в плотную ткань и украшать ее узорами. Одним юношам она показала, как очищать шкуры, как смягчать грубую кожу в котлах и изготавливать из нее мягкую и удобную обувь, другим дала в руки острые топоры, обучив их плотничать и вырезать мебель, третьим вручила узду для усмирения диких коней, которые стали служить людям. Она водила руками ваятелей и художников, украсивших жизнь и сохранивших все достойное памяти, за это они прославляли ее и называли Эрганой ("работницей"), покровительницей ремесленников. Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста.
Ее собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона. Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона. Одного ее прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью), наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой.
Афина - богиня мудрости, Демокрит считал ее "разумностью". Мудрость Афины иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для нее характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости, тем самым ее качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса. Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина - Фратрия "братская", Булайя "советная", Сотейра "спасительница", Пронойя "провидящая".
Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Афина в Аттике, и ее главном городе - Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города). Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщей характер носил праздник Великих панафиней - апофеоз Афины-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, сын Земли. Афина воспитала его в своей священной роще, а когда он вырос, даровала ему царскую власть; преобразователем - Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввел состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались ее подвиги в гигантомахии. Победителям состязаний подавали амфоры с оливковым маслом. Обычай награждать победителей кубками существует и по сей день.
В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности Афина остается свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.
Минерва (или Паллада Афина) – одна из наиболее почитаемых богинь Греции.
Играла большую роль в греческом народном эпосе.
Афина — хранительница городов.
В гомеровской Трое была статуя Афины, якобы упавшая с неба, так называемый Палладий: считалось, что она охраняет Трою. Только после того Улисс (Одиссей) и Диомед, переодевшись, ночью вошли в город и после многих приключений принесли драгоценную статую Минервы в греческий лагерь - греки победили в Троянской войне.
С ростом греческой культуры Афина стала также и покровительницей науки. Греческие мифы гласят, что Минерва также покровительница мира, оборонительных войн и женского рукоделия, воплощение мудрости.
Роль Минервы в мифологии
Находясь всегда рядом с Юпитером, Минерва помогала ему мудрыми советами, а в годы войны брала у него ужасный щит Эгис, вешала его через плечо и отправлялась к тем, чье дело было правым, чтобы оказать им поддержку. Шум битвы не пугал эту отважную богиню, и всякий раз она мужественно бросалась в самую гущу боя.
Мифы о Минерве
Родилась из головы Юпитера
В споре с Нептуном создала оливковое дерево, за что получила право дать городу Афины свое имя.
В легендах о сотворении мира человека сделали Прометей и Эпимет, Эрос вдохнул в него жизнь, но именно Минерва наделила человека душой.
Не смотря на воинственный характер, Минерва очень женственна и была прекрасной рукодельницей.
С музыкой у Минервы не сложилось – она так и не научилась играть на флейте.
Минерва и Меркурий после смерти Геркулеса забрали на Олимп его душу.
Наказала за заносчивость горгону Медузу.
Именно Минерва, по просьбе Юноны, построила из сосен «Арго» для Ясона и аргонавтов.
Помогла Беллерофонту поймать Пегаса для поединка c Химерой.
Учавствовала в споре с Юноной и Венерой за яблоко раздора.
Помогла Улиссу (Одиссею) вернуться на Итаку.
Минерва в античной культуре
Минерву, богиню мудрости, почитали повсюду. Ей посвящали многочисленные храмы и алтари, но самым знаменитым из них был Парфенон в Афинах.
Во всех местах, где поклонялись Минерве, в ее честь устраивались празднества — некоторые из них, такие как греческие Панафинеи, например, проводились раз в четыре года. Другие, такие как Минервалия или Кинкатрия, — ежегодно. На этих празднествах процессии горожан носили по городу статую Паллады, и люди приветствовали ее радостными криками и хвалебными гимнами.
Афина Паллада – Богиня Истины – величайшее существо света, одушевляющее космическое сознание истины. Пламя истины имеет ярко зеленый, изумрудный цвет. Оно сочетает огненно голубую силу Божьей воли и сверкающее золотое озарение разума Бога. Присутствие Богини во вселенной несет пламя живой Истины. Она хранит эту истину от имени эволюций Земли, являясь членом Кармического Правления, где служит в качестве представителя Пятого луча – луча истины, исцеления, снабжения и осаждения.
Афина Паллада служит человечеству из эфирной обители - Храм Истины, расположенного над островом Крит. Она работает под прямым руководством Весты – Богини Солнца и фокусирует для Земли истину Божьей любви. Она также сотрудничает с Илларионом – Чоханом Пятого луча и другими Владыками, служащими на зеленом луче исцеления.
Души приходят в Храм Истины в своих тонких телах ночью (во время сна), чтобы обучаться космическому закону, науке целительства, математике, музыке, божественной геометрии, законам алхимии и осаждения. Многие люди, приносящие сегодня миру новые методы, открывающие двери к высшему пониманию в этих областях науки и искусства, обучались у Владык в этой обители.
Афина Паллада воплощалась высшей жрицей в Храме Истины на Атлантиде, служа под руководством Весты.
Позднее, после того, как храм и пламя храма были перенесены из Атлантиды в Древнюю Грецию, она хранила Материнское пламя истины уже в этой стране. В Дельфийском храме она была наставником дев и оракулов, которые были посланниками богов и богинь, изрекавшими истину и являвшими мудрость Закона древним людям. Афина Паллада и члены Братства стремятся сохранить внутренние мистерии обителей. Воспоминания о богах и об обязанностях дев и оракулов в храме в Дельфах стали последними следами воздействия Вознесенных Владык на греческую культуру. После прекращения такой небесной помощи из-за разлада и мятежа среди людей началось развитие современной мысли, приведшее, в конечном итоге, к [безбожному] гуманизму.
Афина Паллада является близнецовым пламенем Маха Чохана – представителя Святого Духа на Земле. Вдвоем они неукротимы в защите истины.
Маха Чохан воплощался греческим поэтом Гомером, который воспел Афину Палладу в своих поэмах «Илиада» и «Одиссея».
Афина Паллада является одной из центральных богинь в греческой мифологии, а в римской мифологии ее отождествляют с Минервой. Ее влияние распространяется на различные сферы: от управления правительством и военными делами, до изящных искусств – прядения и ткачества. Ее считают воплощенной мудростью, контролирующей интеллектуальную и моральную стороны человеческой жизни.
Афина была сердцем духовной жизни древних Афин. Греки поклонялись ей, как защитнице своих городов, и наградили ее многочисленными титулами. Ее почитают как Богиню войны и мира, Богиню мудрости, защитницу городов, покровительницу искусств и ремесел. Ее также считают изобретателем, покровительницей культуры и земледелия. Ее называли Богиней советчицей и Богиней собраний за ее роль в поддержании закона и порядка в судах и в отправлении правосудия. Она также зовется Богиней работниц, благодаря своему мастерству в прядении, ткачестве и шитье.
Среди многочисленных изобретений, которые ей приписывают, есть плуг, грабли, флейта, корабль и наука чисел. Ее эмблема – олива, символ мира; ее птица – сова, представляющая мудрость.
Афиной всенародно восхищаются как «воинственной девой», вдохновляющей героев и сопровождающей их в приключениях и сражениях, но никогда не отвечающей на любовные ухаживания и яростно защищающей свою девственность. Она была одной из трех богинь девственниц, не поддавшихся чарам Афродиты – Богини Любви.
Впервые Афина упоминается в «Илиаде», где предстает Богиней войны, вдохновляющей греческих героев и сражающейся с ними бок о бок. Получение ее благосклонности приравнивалось к воинской доблести.
Согласно традициям греческой мифологии, Афина Паллада была любимой дочерью Зевса – могущественного отца богов и царя горы Олимп. Ее матерью была Богиня Метида, чье имя означает «мысль» или «ум». Греки верили, что Метида была необыкновенно мудрой и знала больше всех богов и людей, вместе взятых.
Зевс был предупрежден, что если у него будут дети от Метиды, то они станут могущественней его самого и, в конечном счете, свергнут его с престола. Поэтому, когда Метида забеременела Афиной, Зевс проглотил Метиду, чтобы ребенок не появился на свет. Вскоре после этого Зевса стала мучить сильная головная боль. Он обратился к богу кузнецу Гефесту, и тот расколол его череп бронзовым топором, чтобы облегчить боль. Из головы Зевса выпрыгнула Афина, глаза ее сияли, она была в полном вооружении и размахивала острым копьем, издавая ликующие возгласы!
Рождение Афины из головы Зевса может рассматриваться как символ ее благоразумия. Сама ее природа отражает победу разума над чувствами; ее не трогают страстные чувства или романтическая любовь. Ее отец – могущественнейший, а мать – мудрейшая среди богов и богинь. Поэтому Афина является плодом союза силы и мудрости. Среди афинян она была известна как «Парфенос», что значит Дева. В ее честь они построили Парфенон на Акрополе, в Афинах. Прекрасный Парфенон был одним из самых больших греческих храмов, шедевром греческой архитектуры и духовным центром Афин. Возведенный на высоком холме, он был виден на мили вокруг. Парфенон стал символом культуры, богатства и мощи Афин. Внутри него, в западном крыле, возвышалась 12-метровая статуя богини из золота и слоновой кости, созданная Фидием.
В живописи Афина изображается величественной фигурой в доспехах и со щитом, который не способна была пронзить ни одна стрела. На щите изображены змеи, а украшен он головой Медузы Горгоны. Часто Афина облачена в золотой шлем, а в правой руке держит копье, готовая пронзить змея у своих ног. Поэтому говорят, что она владеет копьем знания, побеждающим змея невежества. Древние греки украшали ее статуей храмы, а когда лучи солнца освещали ее копье, создавалось впечатление, будто она размахивает им.
Афина Паллада была музой и вдохновителем сэра Фрэнсиса Бэкона, автора шекспировских пьес, которым воплощался Сен-Жермен. В ее честь он создал тайное литературное общество, которое называлось «Рыцари Шлема». Считается, что он использовал имя Шекспира, отчасти отдавая должное Богине Афине Палладе – той, что «сотрясает копьем». [Имя «Shakespeare» на английском состоит из слов «shake» – «сотрясать» и «spear» – «копье». Прим. пер.]
Ее скипетр власти – это пламенный меч Истины, отделяющий Реальное от нереального и охраняющий путь к Древу Жизни в Эдемском Саду.