Грим и постиж
  »   История причёски   »   Просмотр материала  / Женская причёска. Головной убор. 12 век. /

Найти в этом разделе

Популярные
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 4
Заглянувшие: 4
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской
Женская причёска. Головной убор. 12 век.
Тема на сайте
Оцени заставку:
4446
    № 265     11 Июля 2012, 12:47  
  11 июля 2012  
Головной убор

Замужние женщины закрывали волосы платком или покрывалом, девушки ходили с непокрытой головой, со свободно спадающими или заплетенными в косы волосами.

Примерно в это время женщины стали носить платок вплотную к подбородку. Поверх него мог надеваться венец с головным платком или без него. Девушки украшали голову венцами, венками или парчовыми лентами. Также в 12 веке начинают носить тюрбан. Очень часто тюрбан совмещали с традиционным головным убором.


  ©    
Краткая история женских причёсок и головных уборов

В XI веке распущенные волосы у женщин были редкостью. Из соображений удобства и гигиены они обычно заплетались в косу, причем замужние и пожилые женщины прикрывали волосы вуалью или платком. Платок, обычно прямоугольный, часто придерживался обручем или оборачивался вокруг головы и шеи, с концами, спадающими на спину (рис. 1.), а материал, из которого они изготавливались, свидетельствовал об общественном положении женщины: крестьянки носили льняные платки, женщины побогаче - из тонкого льна или из шёлка. Этот простой и функциональный головной убор сохранялся, особенно в деревне, несколько сотен лет.

Рис. 2

Начало XII века принесло не много изменений. Волосы всё ещё заплетались в косу, а чаще в две, а модницы вплетали в косы ленты и часто доплетали, для получения желаемой длины, искусственные волосы. В высших слоях общества овальная вуаль медленно вытесняла прямоугольные платки.

Придерживающий вуаль обруч свидетельствовал о статусе владелицы: обычно это был узкий обруч без украшений, более богатые дамы носили немного более широкие обручи, слегка расширяющиеся кверху, часто украшенные каменьями (рис. 2.). Конечно, в случае королев, княжон и других дворянок простой обруч часто заменялся короной или диадемой, соответствующей положению дамы. Во второй половине XII века появляется барбетта, полоса ткани, проходящая под подбородком, и скалывающаяся булавкой на затылке. Этот элемент головного убора, вместе с платком или вуалью, можно было заметить ещё в XV в.

В конце XII в. можно также заметить возрастающую популярность ещё одного элемента: кроме обычной барбеты существовал также платок, полностью закрывающий декольте и шею, под названием вимпл: как и барбетта, он останется в моде как минимум еще на протяжении двухсот лет, а в некоторых женских монашеских орденах вимпл с вуалью носят по сей день.

В XIII веке практически доминировал комплект из обруча и барбеты, хотя теперь часто, в особенности среди небогатых женщин, металлический обруч заменяется на обруч из жесткой полосы полотна (филлет).

Волосы часто или заплетены в косы и уложены сзади у основания шеи, или придерживаются сеточкой. Постепенно простая полоса полотна эволюционирует и превращается в невысокую плоскую шапочку, жесткий чепец, часто в мелкие складки и более высокий (рис. 3.), или просто украшенный рюшкой (рис. 4.). В последнем случае волосы, особенно у женщин высокого положения, завивались и распускались.

Конечно, помимо этих, наиболее популярных, головных уборов продолжали носить вуаль с обручем, платок с вимплом или же только обруч, главным образом молодые девушки. Использовались также более практичные аксессуары, такие как шляпы, надеваемые на убранные в сеточку волосы или капюшоны, которые носили обычно в холодное время или в дороге.

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

В следующем веке уже практически не видно женщин, даже высокородных, с распущенными волосами. Всё ещё, как и во второй половине XIII в., носят вимпл, барбету, сеточку, металлический обруч или полотняный филлет, все эти элементы носились в разных конфигурациях: сеточка с барбеттой и филлетом, вимпл с филлетом, вуаль и вимпл без барбеты и все вместе, вимпл, барбета и филлет с вуалью (рис. 5.).

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Волосы продолжали заплетать в косы, но укладывали их по бокам головы в т.наз. <бараньи рога>, стиль, который на западе Европы можно заметить уже в конце предыдущего столетия, и который будет доминировать в течение следующих 150 лет. В середине века можно заметить уже разные стили этой причёски, тем более что не всегда уложенные косы прикрывались вуалью (рис. 6.), появляется также новая, модифицированная версия металлического обруча, с металлическими цилиндрами, имитирующими сеточку, в которые прятались косы по обеим сторонам лица.

Эти цилиндры могли иметь форму валиков или параллелепипедов, с различными вариациями, часто также украшались (рис. 7.). Такая диадема подчеркивала модный в этот период высокий и выпуклый лоб. В употреблении всё ещё оставался узкий металлический обруч, носившийся обычно в комплекте с вимплом на низко уложенных косах. Простые платки и вуали же начали приобретать все более декорированные формы. Первоначально вуаль только обшивалась рюшкой, однако вскоре появились более изысканные версии, где вуаль была обшита несколькими рядам жёстко уложенных рюшек, мягко обрамляющих лицо (рис. 8.). Такой чепец, называемый крузелером, происходил, вероятнее всего, из Чехии и пользовался наибольшей популярностью в Польше и в Германии, на западе Европы встречался реже.

Крузелер в различных формах просуществовал до первой половины XV в. Конечно, помимо нарядных диадем и крузелеров, при работе или дома носились обычные платки, для работы на дворе, в жаре, часто надевалась также соломенная шляпа, защищающая от солнца, при холоде же и в ситуациях, где более изысканные головные уборы были бы непрактичны, например, на охоте, женщины носили капюшоны (худы), сделанные по образцу мужских (рис. 9.). В конце века можно заметить новый элемент головного убора, а именно набитый валик, часто заменяющий металлический обруч на низко уложенных косах, или же, для поднятия прически, укладывавшийся на диадему с цилиндрами.

ек XV удивляет необычайной разнородностью головных уборов. Первая половина - это продолжение и развитие моды конца XIV в., в частности, в области диадем с цилиндрами, валиков или крузелеров.

В первые годы можно заметить декоративное закалывание платков, в т.ч. также крузелеров, на намного выше, чем в XIV в., уложенных косах, или же на проволочных рожках (рис. 10.), головной убор, модный на протяжении как минимум следующих пятидесяти лет. В связи с более высокой укладкой кос изменились также диадемы: цилиндры уже не висели низко у щёк, теперь находились выше, над ушами, и были намного шире. Валики, еще в первые годы XV в. укладывавшиеся плоско, в двадцатые годы, по причине упомянутой выше моды, начали приобретать легкую форму буквы "U".

Рис. 9

Рис. 10

Понемногу также высоко уложенные и обычно покрытые сеточкой косы (truffeaux) начали заменяться подушечками, которые давали все более изогнутому валику более стабильную опору.

Рис. 11

Рис. 12

Такой вид чепца, состоящий из двух боковых подушечек (templettes) и пришитого к ним валика, часто прикрытого вуалью, или являющегося опорой для драпировки из платков, и полностью закрывающего волосы в годах 20. и 30. характеризовала тенденция роста как в длину, так и в ширину (рис. 11.). Однако мода на необычайно широкие чепцы не длилась долго, уже в первой половине 30х годов можно заметить в качестве доминирующего головного убора или платки и крузелеры, заколотые на небольших templettes и не слишком широкие чепцы, которые со времени начали становиться все более высокими. Такой высокий, но относительно узкий чепец, носил название седельного чепца, из-за характерного изгиба валик и, с различными модификациями, просуществовал до 80х годов (рис. 12.).

Валик в качестве конструкционного и декоративного элемента использовался не только в седельных чепцах. В 30. и 40. годы он был постоянным элементом женских и мужских шаперонов, а во второй половине XV в. можно заметить популярность различного рода подушечных чепцов разнообразных форм, часто отличающихся по регионам: высокие подушечные чепцы характерны для Германии второй половины XV в., а более широкие чепцы в форме таза и, например, украшенные павлиньими перьями существовали исключительно в Италии.

В первой половине столетия появляется новый, конусообразный головной убор, называющийся эннен (генин). Эта конструкция пришла с востока и быстро заполонила дворы западной Европы.

Этот чепец, в форме острого или усеченного конуса, часто прикрывался вуалями, а удерживался на голове или при помощи декоративных металлических <зацепов> за уши, полоски ткани под подбородком или же обрамления разного рода капюшонами (рис. 13.).

Относительно частым и очень эффектным вариантом эннена было закрепление на нем проволочных <усиков>, покрытых жестким, но тонким и прозрачным материалом, имитирующим крылья бабочки.

Все время большой популярностью пользуются платки и разного рода драпировки, в особенности в Польше, на юге Европы же охотно носились платки с перекрещенными концами, а также маленькие полотняные чепцы - beretta (Италия), в Испании же плоско уложенный сзади головы платок или вуаль переходили в богато декорированный и овитый галунами <футляр> для косы (прическа el tranzado).

Рис. 13

Рис. 14

Продолжали носить худы - черные - обычно с длинным хвостом (cornette), открытые и жёсткие надо лбом, характерные главным образом для горожанок. Во второй половине XV в. у худов уже не было cornette, они часто напоминали своей формой скорее короткую вуаль с отвернутыми краями (рис. 14.), часто также, как уже было сказано ранее, надевались вместе с энненом. Из этих жёстких худов развиваются популярные с следующем столетии жесткие французские и английские чепцы.

Izabela Żebrowska
Перевод:Wiera (Ugne)









Головной убор - Эннен. Поздняя готика.
Рогир ван дер Вейден. Портрет молодой женщины. Берлинская картинная галерея XV в.

Головной убор - Эннен. Поздняя готика.
Рогир ван дер Вейден. Портрет дамы. Лондонская национальная галерея XV в.


    Работы автора сайта  
 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты