25 мая 1936 года на экраны вышла музыкальная комедия режиссера Григория Александрова «Цирк».
© История, 26 мая 2011 в 15 ч. 13 мин.
75 лет назад, 25 мая 1936 года, на экраны вышла музыкальная комедия режиссера Григория Александрова «Цирк», снятая по мотивам пьесы Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева "Под куполом цирка" (авторы пьесы убрали свои имена из титров из-за несогласия с режиссёрской трактовкой).
Жанр: комедия
Режиссёр: Григорий Александров
Автор сценария: Григорий Александров
В главных ролях: Любовь Орлова, Евгения Мельникова, Владимир Володин, Сергей Столяров
Оператор: Владимир Нильсен, Борис Петров
Композитор: Исаак Дунаевский
Производство: Мосфильм
Длительность: 94 мин.
Актёры
Любовь Орлова — Марион Диксон
Сергей Столяров — Иван Петрович Мартынов
Владимир Володин — Людвиг Осипович, директор цирка
Павел Массальский — Франц фон Кнейшиц
Александр Комиссаров — Скамейкин
Евгения Мельникова — Раечка
Джемс Паттерсон — негритёнок
Фёдор Курихин — капитан Борнео
Николай Отто — клоун «Чарли Чаплин»
Сергей Антимонов — шпрехшталмейстер
Эммануил Геллер — дирижёр
Соломон Михоэлс — зритель в цирке
Лев Свердлин — зритель в цирке
Владимир Канделаки — зритель в цирке
Действие происходит в СССР в 1930-е годы. Американский цирковой номер «Полёт на Луну» приезжает на гастроли в СССР. Звезда номера Мэрион Диксон пользуется огромным успехом у советских зрителей. Но, зная факты её личной жизни, создатель номера фон Кнейшиц шантажирует и эксплуатирует её. Руководство советского цирка начинает готовить собственный оригинальный номер, который может по эффектности затмить американский. В итоге Мэрион и её маленький чернокожий сын находят в СССР свою новую Родину и любовь.
Интересные факты
Имя главной героини — Мэрион Диксон
— дань популярности знаменитой актрисе и певице
Марлен Дитрих.
Фильм не раз подвергался редактированию: в 50-е гг. подправлялись финальные кадры во время исполнения «Песни о Родине», при «восстановлении» картины в конце 60-х гг. финальные кадры были существенно переделаны, а картина в целом была переозвучена. «Сталинский» вариант картины показали по российскому телевидению в начале 90-х годов, в рубрике «Киноправда?».
Из картины в конце 40-х и начале 50-х гг. удалялся куплет колыбельной на идише, который пел Соломон Михоэлс. После смерти Сталина его вернули в картину.
В фильме впервые прозвучала ставшая знаменитой песня "Широка страна моя родная" композитора Исаака Дунаевского.
Фильм получил Гран-при на Международной выставке в Париже в 1937 году и Сталинскую премию I степени в 1941 (вместе с фильмом "Волга-Волга").
За первые две недели картину посмотрели более миллиона москвичей.
Текст: Александр Федоров
25 мая 1966 года состоялась премьера сатирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
© История, 26 мая 2011 в 15 ч. 13 мин.
45 лет назад, 25 мая 1966 года, состоялась премьера сатирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
История современного Робина Гуда - Юрия Деточкина - была показана столь убедительно, что с этого времени в Советском Союзе стали страховать автомобили от угона.
Режиссер: Эльдар Рязанов
Сценаристы: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
Операторы: Владимир Нахабцев, Анатолий Мукасей
Композитор: Андрей Петров (II)
Художник: Борис Немечек
Производство: Мосфильм
Актеры: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Любовь Добржанская, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Татьяна Гаврилова,
Анатолий Папанов, Георгий Жжёнов, Евгений Евстигнеев, Сергей Кулагин, Виктория Радунская
Сценарий этого, быть может, лучшего фильма Эльдара Рязанова писался с расчетом на Юрия Никулина. Именно он, по замыслу сценаристов, и должен был сыграть современного Робин Гуда - Юрия Деточкина, переводившего деньги, вырученные за украденные им у "рвачей-богачей" автомобили, в детские дома.
Вероятно, согласись Никулин сыграть эту роль, картина "Берегись автомобиля!" была бы иной - более веселой и эксцентричной. Но Юрий Никулин уехал на длительные зарубежные гастроли, и роль Деточкина исполнил Иннокентий Смоктуновский. Актерская индивидуальность Смоктуновского повернула характер его персонажа в сторону легкого безумия и неподдельной грусти.
Здесь как нельзя лучше пришлась ко двору великолепная музыка Андрея Петрова. Его минорный вальс словно передавал суть характера Юрия Деточкина, его беззащитную наивность, трогательную правдивость и мягкость манер... Заставив Деточкина играть Гамлета в спектакле самодеятельного театра, замахнувшегося "на Вильяма нашего, на Шекспира", авторы, конечно, рассчитывали на неизбежную цепь ассоциаций. Ведь именно Смоктуновский всего двумя годами раньше сыграл принца датского в экранизации Григория Козинцева, триумфально обошедшей многие фестивали мира.
Фильм Рязанова, наверное, нельзя назвать ни комедий, ни пародией, ни тем паче детективом в чистом виде, хотя элементы каждого из этих жанров, бесспорно, впитаны экранной историей. На мой взгляд, "Берегись автомобиля!" образец удачного жанрового синтеза, где все кинематографические "одежды" сшиты точно по "росту и фигуре" авторского замысла. И хотя Смоктуновский, вне всякого сомнения, солирует в картине, остальные роли также запоминаются надолго, пусть даже по одной-двум репликам. Так что вполне закономерно, что фильм стал признанной классикой отечественного развлекательного кино.
Текст: Александр Федоров