Начнём с самого известного фильма, ставшего классикой, - «Кофе и сигареты» (англ. Coffee and Cigarettes) — сборник из одиннадцати чёрно-белых короткометражных фильмов американского режиссёра Джима Джармуша, снятых им в течение семнадцати лет начиная с 1986 года. Любимые актёры, шоумены и музыканты Джима Джармуша, попивая кофе и покуривая сигареты, ведут забавные беседы друг с другом.
Интересные факты о фильме «Кофе и сигареты»
* Джим Джармуш работал над фильмом «Кофе и сигареты» в течение семнадцати лет с 1986 по 2003 год.
* Игги Поп и Том Уэйтс, которые незадолго до съёмок фильма действительно бросили курить, после съёмок опять пристрастились к сигаретам. Узнав об этом, Джим Джармуш предупреждал других актёров, что если они не курят, то он перепишет их роли так, чтобы им не нужно было появляться в кадре с сигаретой.
Ученые Дартмутской медицинской школы устроили дотошный просмотр 25 наиболее кассовых фильмов за каждый год недавнего десятилетия (с 1988 по 1997 год) и установили, что табачный дым присутствует в 85 процентах этих картин. Если точнее, курение демонстрировалось в 217 из 250 исследованных лент. А в 180 была вполне различима марка сигарет, которыми со вкусом затягивались киноактеры.
Нужно сказать, что действующие лица в американских фильмах — как плохие, так и хорошие парни, а равно и девушки — дымили всегда. Если бы среди сигарет проводился конкурс на звание "кинозвезды первой величины", то титул этот, несомненно, достался бы пачке "Мальборо".
Даже самый положительный из героев — всесильный борец со злом Супермен — причастен к рекламе этой марки. Знатокам кино, примеру, хорошо известно, что в фильме "Супермен-2", исполняя коронный трюк, он в своем сине-красном костюме с развевающимся плащом вихрем вырывается из гигантской эмблемы "Мальборо", чтобы в очередной раз спасти мир. Люди наблюдательные не могли не заметить, что ту же марку курит его возлюбленная Лоис Лейн. И не просто курит, а смолит одну сигарету за другой. Само собой, курит и Джеймс Бонд — работа у него рисковая, нервная, да и обольщать дам сподручнее, обволакивая их сизыми клубами дыма. Любимая марка сигарет "Агента 007" тоже известна — "Ларк".
Не менее впечатляющи сцены курения и в популярных фильмах недавней поры. Например, в комедии "Люди в черном", повествующей о приключениях спецагентов, следящих за поведением гостей-инопланетян на Земле. "Доля кассовых фильмов с "никотиновым подтекстом" колеблется из года в год, подчас приближаясь к 100-процентной отметке, — отметил руководитель исследования доктор Джеймс Сарджент. Как указывает еще один участник этой работы профессор Дартмутской школы Мэделайн Дальтон, сигарета — это тот штамп, который помогает режиссеру или актеру обозначить характер действующего лица. "С помощью курения можно в общих чертах набросать, например, стереотип сексуальной дамы, женщины, протестующей против диктата общества, или крутого парня", — говорит ученый.
На роскошном приеме, проводившемся известным журналом "Вэнити фэр" по случаю присуждения самой престижной кинематографической награды — "Оскар", частью обстановки были россыпи бесплатных сигарет. А у дверей пиршественного зала дежурили папарацци, готовые в любую секунду крупным планом запечатлеть какую-нибудь кинознаменитость, затянувшуюся сигаретой популярной марки.
Может быть, некоторые кинозвезды, будучи курильщиками в повседневной жизни, привычно норовят сделать дымящуюся сигарету частью экранного образа? Естественно, курение — личное дело каждого. Кто-то сигареты проклинает, кто-то их любит и ничуть не раскаивается в своем пристрастии к никотину. Вот американский комик, кстати, лауреат "Оскара", Джордж Бернс благополучно дожил до ста лет, не расставаясь с сигарой. Конечно, вряд ли кто-нибудь из мальчишек сознательно копировал старикашку Бернса, когда тот блаженно пускал облака сигарного дыма. Иное дело, когда элегантно затягиваются сигаретой мужественный герой или сногсшибательная красотка: скажем, Брюс Уиллис или Николас Кейдж, Джулия Робертс или Анджелина Джоли...
В 1988 году ежедневно курили 780 тысяч американских детей и подростков, теперь — 1,3 миллиона. В конце концов, есть правда жизни, от которой никуда не денешься. "Люди курят, — разъясняет председатель Совета индустрии развлечений Лэрри Дейчман, — и киноперсонажи, естественно, тоже".
В римском международном аэропорту Леонардо да Винчи, например, "смолят" все, включая полицейских и служащих авиакомпаний, не говоря уж о пассажирах. В популярной серии анекдотов о карабинерах есть и такой, весьма выразительный: "Почему форменные ботинки карабинеров остроносые? Ответ: чтобы гасить окурки в углу кабины лифта".
Наиболее часто во вредной привычке медики уличали Джулию Робертс. В частности, в картине "Свадьба моего лучшего друга" она сделала потрясающую рекламу известной компании "Мальборо". Сигареты этой марки явно уважает и Брюс Уиллис, не расстающийся с ними в фильме "Последний бойскаут".
В "список лидеров сигареты" Британская благотворительная организация по борьбе с курением включила также Леонардо ди Каприо, Шарон Стоун и Джона Траволту.
Давайте взглянем на новинку, фильм с многомиллионным бюджетом «Аватар». Уже на десятой минуте зритель видит давно полюбившуюся актрису Сигурни Уивер. Но как она появляется в фильме? С первой секунды она требует сигареты: «Кто взял мои проклятые сигареты?», - спрашивает она и следующие четыре минуты курит. И это из четырнадцати минут просмотренного фильма!
Зритель, даже не акцентируя на этом внимания, все равно не сможет не запомнить такую сцену в исполнении популярной актрисы. Миллионы антикурительных билбордов смешны по сравнению с одной этой выкуренной сигаретой...
Арнольд Шварценеггер защищает курение на киноэкране
Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер просит не оказывать на Голливуд давление с целью запретить показ курения сигарет в фильмах, пишет «Инопресса».
Вопреки модной сейчас в США инициативе, полагающей, что демонстрация курения табака в кинофильмах побуждает молодёжь начать курить, Шварценеггер считает, что кинематографистам надо предоставить свободу в этом вопросе, особенно при съёмках исторических фильмов. «Я не могу представить актёра, играющего Уинстона Черчилля, без его характерной гаванской сигары в руке», — заявил он.
«Лично я не считаю, что надо запрещать сигары в фильмах или вырезать сцены, где кто-то курит. Курение иногда играет важную роль в характеристике персонажа, такой запрет мне кажется смехотворным».
Губернатор поднял эту тему на пресс-конференции, организованной крупными голливудскими киностудиями для того, чтобы рассказать, что отныне антитабачная реклама будет размещаться в миллионах фильмов и DVD, предназначенных для взрослых или лиц старше 13 лет.
Теперь все фильмы будут сопровождаться следующим обращением: «Возможно, в кино курение выглядит гламурно, но ты не кури».
Киностудия Walt Disney с начала этого года уже сопровождает свои кинокартины антитабачными призывами. Присоединиться к инициативе собираются и другие студии: Paramount Pictures, Sony Pictures Entertainment, 20th Century Fox, Universal Pictures и Warner Bros.
Арнольд Шварценеггер хорошо известен в киномире своей слабостью к качественным сигарам.
Напомним, что в комедии «Здесь курят» Голливуд уже поднимал тему возвращения курения на экраны, спонсируемую по сюжету самими табачными магнатами.
А что же у нас?
Фильмов в России снимается мало, а курят все — менты, гоняющиеся за преступниками, и преступники, не очень-то от них убегающие; нежная героиня "Зимней вишни" и мужественно-небритый агент национальной безопасности. Жизнерадостная молодежная толпа, приглашающая на фоне сигарет "Честерфильд" на свидание с Америкой, красавец ковбой, зовущий в страну "Мальборо", красотка, предлагающая с помощью "Пэлл Мелл" добавить огня — и ночь будет твоей, — такие образы оказывают несопоставимо более сильное воздействие, чем "Минздрав предупреждает".
Продюссерский центр SMOLKO.RU представляет фильм «20 сигарет» (2007)
Один день из жизни современного молодого человека — менеджера крупного рекламного агентства. За этот день он выкуривает пачку сигарет, с каждой сигаретой и сценой фильма вихрь событий и конфликтов закручивается вокруг него всё плотнее…
В ролях - Илья Любимов, Максим Суханов, Оскар Кучера.
В Голливуде началась борьба с гламуризацией курения
Кадр из фильма «Доброй ночи и удачи»
Ассоциация уверяет, что в фильмах типа «Доброй ночи и удачи» (Good Night, and Good Luck) курение на экране останется, так как оправдано контекстом
Американская ассоциация кинопроизводителей (MPAA) объявила, что отныне будет учитывать наличие в фильмах «сцен курения» при оценке картины и присвоении ей категории, ограничивающей возраст потенциальных зрителей.
Раньше курение на экране MPAA фиксировала в комплексе — наряду со сценами секса, насилия и нецензурной лексикой — и таким фильмам «за весь букет» присваивала категорию R, которая означает, что детям до 17 лет эти картины смотреть нежелательно, а если очень хочется, то только вместе с родителями.
Теперь же «киношное» курение становится отдельным оценочным критерием. Во время анализа новых фильмов MPAA будет отвечать на три своих вопроса: «распространяет» ли это кино курение, «гламуризирует» ли оно его, и есть ли в картине исторический или другой контекст, который хоть как-то оправдывает присутствие сигареты на экране.
Поначалу ассоциация хотела поступить жёстче — за одни только сцены курения сразу отправлять картины в категорию R. Но в настоящий момент MPAA смягчилась и решила ограничиться навешиванием на кинопродукцию соответствующих ярлыков: «glamorized smoking» или «pervasive smoking».
Всё это MPAA делает ради будущих поколений:
мы рассказывали, что важнейшей из причин детского курения является кино. Из тех же соображений в прошлом (2006) году англичане запретили Тому и Джерри курить на экране.
Корпоративные документы, опубликованные в связи с судебными исками о вреде курения, показали, насколько тесным было сотрудничество между табачной индустрией и киностудиями.
Одна из компаний только за один год заплатила кинозвездам более 3 миллионов долларов в современном эквиваленте.
Эксперты из журнала Tobacco Control утверждают, что классические картины 1930-х, 40-х и 50-х годов по сегодняшний день помогают продвигать на рынке табачную продукцию.
Практически все громкие имена, занятые в киноиндустрии 1930-1950-х годов, были вовлечены в платную рекламу сигарет, говорят специалисты из Калифорнийского университета в Сан-Франциско.
В распоряжение исследователей попали рекламные контракты тех времен, с помощью которых стало возможно определить, какие тогда производились выплаты.
Согласно проведенному исследованию, среди звезд, готовых рекламировать курение с экрана, были:
Кларк Гэйбл, Кэри Грант, Спенсер Трэйси, Джоан Кроуфорд, Джон Уэйн, Бетт Дэвис и Бетти Грэйбл.
Сделки, заключенные еще в самом начале эры «звукового» кино, свидетельствуют, в частности, что звезда «Певца джаза» Ал Джолсон убеждал публику покупать сигареты Lucky Strike.
«Замечательный аромат Luckies так же сладок и нежен, как лучшая в истории песня «Мамми» (популярный в то время хит Джолсона)», - заверял исполнитель.
Один из самых интересных документов, оказавшихся в руках ученых, - список гонораров, выплаченных в течение одного года различным звездам концерном American Tobacco, производителем Lucky Strike.
Актрисы Кэрол Ломбард, Барбара Стэнвик и Мирна Лой получили за рекламу этой марки сигарет по 10 тысяч долларов, что равносильно сегодняшним 150 тысячам. Столько же заработали Кларк Гэйбл, Гэри Купер и Роберт Тэйлор.
Общая сумма выплат составила за год 3,2 млн. долларов в современных деньгах.
В некоторых случаях табачные фирмы платили киностудиям за создание радиопередач, в которых звезды выступали с рекламными заявлениями.
American Tobacco перечислил студии Warner Brothers эквивалент 13,7 млн. долларов за выходившую в 1937 году радиопередачу «Your Hollywood Parade», а также спонсировал производство шоу Джека Бенни в 1940-1950-е годы.
Исследователи считают, что многомиллионные вложения табачных гигантов в Голливуд приносят плоды и сегодня, несмотря на негласный запрет на пропаганду курения в кино.
Такие классические киноленты, как «Касабланка» и «Вперед, странник!», а также броские афиши помогали «формировать чувство всеобщей терпимости» к курению на экране.
Британская организация по борьбе с курением ASH допускает, что полностью запретить в кино сцены с курением невозможно, но намерена добиваться включения в преамбулы к фильмам титров с предупреждением о вреде табака.